3D Журналистика: Как организовать образовательный проект
  • 15.05.15
  • 2109

3D Журналистика: Как организовать образовательный проект

Медиа-форум «3D Журналистика» пройдет в этом году один раз. Среди спикеров – Алексей Венедиктов, Алексей Аметов, Наталья Синдеева, Галина Тимченко, Елизавета Осетинская и Алена Долецкая. А в конце мая пройдет курс Алены Долецкой по глянцевой журналистике. Основательница проекта Евгения Овчаренко рассказала о том, как все грамотно организовать.

Евгения Овчаренко

Насколько выгодно создавать образовательные курсы?

Это выгодный бизнес, но это тяжело. В первую очередь человек нуждается в еде и одежде, а самообразование – это не первичная потребность. Гораздо легче продавать продукт. Курс – это другая история. Ты договариваешься с человеком, а там может повлиять тысяча факторов: человек заболеет, например. Это стартовое сопротивление сложно преодолеть. Сейчас мы только ставим все на рельсы и, конечно, нам помогает наше портфолио. Спикеры видят, что мы выполняем свои обязательства перед другими людьми, и хотят с нами работать.

Организация мероприятия – это тонкая работа. Все имеют особенность откладывать: «Ладно, схожу в следующий раз на форум». Но кто сказал, что в следующий раз мы соберем таких же спикеров, или кто сказал, что курс вообще будет. Один раз спикеры согласились и провели, а в другой раз у них может не быть времени, и мы, следовательно, сидим без денег.

Понимание бизнеса приходит не сразу. Я вообще бизнесом не планировала заниматься, а просто форум организовывала. Я и мой компаньон Александра Корнева в любой момент могли пойти в крутую компанию и зарабатывать по 200 000 рублей в месяц. Мы здесь такие деньги не получаем. Мы вкладываем в свое будущее. Что посеешь, то и пожнешь.

Многое зависит от инструментов пиар-продвижения и полного попадания в свою целевую аудиторию. Не все курсы у нас были удачные, с какими-то мы не попали. Мы, конечно же, выполнили все свои обязательства перед преподавателями, просто потом остались в нулях. Такой опыт тоже нужен. Мы сейчас понимаем, что если берем курс, то должны отрабатывать его на 100%.

«»

В нашей нише много денег, но тут нет «раз и заработал». Тут надо нарабатывать имидж. Тут нужно дать себе время.


Как привлекать спикеров?

Я могу книгу написать о том, как я договаривалась со спикерами. Они все не так просто приезжали. Елизавета Осетинская, например, в первый раз будет на нашем форуме, но мы уже сделали две творческие встречи с ней. Еще в 2012 году я звала ее, а она ответила: «Не могу приехать, но буду за неделю до этого в Питере в театре». Тогда мы провели первую творческую встречу с ней. Но по графику у нее все не получалось попасть на наш форум, а на этот раз наконец-то она дала согласие.

В работе со спикерами часто помогает блеф: ты говоришь, что согласен один, а тот еще сомневается, но уже соглашается другой. Надо только поверить и убедить всех остальных, что они все приедут. Когда чувствуешь, что человек все еще сомневается, лучше его оставить, а когда еще сколько-то спикеров подтвердятся, отправить список еще раз. В таком случае велика вероятность получить положительный ответ. Или так, как ответил главный редактор Esquire: «Нет, я все равно не могу приехать, потому что у меня номер уходит в печать». Спикеры обычно соглашаются в последний момент. За два месяца или за месяц утвердить список тяжело: кто знает, что может случиться, появится инфоповод и все улетят. Правда, в этом году мы договорились со всеми спикерами как раз за два месяца – и это круто, потому что было больше времени на пиар.

Способы заработать

На форуме мы не зарабатывали никогда, это имиджевая история. У форума хороший финансовый потенциал, и он потихоньку начинает реализовываться. Но вместе с тем, как растет количество спонсоров, растут и цены на аренду. Также растут и наши запросы: мы стали внимательнее относиться к подрядчикам, к звуку, к свету. Форум готовим четыре месяца. Самая плотная работа начинается за месяц или за два.

На форуме мы не платим гонорары. Если мы начнем платить спикерам, то нам придется перебираться в Москву, а билет уже будет стоить 20 000 рублей. А тут участники и так возмущаются, что дорого.

С этого года мы будем проводить форум не два, а один раз в год. Сейчас все силы идут на проект «Точилка». Наши интенсивы – это то, что по-настоящему приносит нам доход. Мы зовем одного спикера, не двадцать и не сорок, и делаем программу на три дня. На форуме собирается 700 участников, а на интенсиве – 60. Форум – это тусовка ради связей, там не узнаешь фундаментальных знаний. На курсах – глубокое погружение на несколько дней, там прокачиваются. Суеты гораздо меньше, а отдача просто несопоставимая.

Мы берем только практиков, а они обычно полностью погружены в свою работу. Им сложно выделить три дня, а ведь еще нужно потратить время на составление программы. И они либо выкладываются по-максимуму, либо не отрабатывают вообще.

«»

Мы приглашаем только лучших в области. Подход к работе сразу виден: если мы понимаем, что что-то не то, то мы второй раз не позовем.



Люди, которые читают лекции у нас в «Точилке», если и преподавали раньше, то не по специальности. Даже Алена Долецкая вела мастер-класс по лидерству, а вот о своем опыте еще не рассказывала. Получается, что некоторых спикеров мы открываем. Мы говорим: «Ребята, вот есть возможность сделать это, и мы знаем, как».

Нам надо, чтобы наши курсы были один или два раза в месяц. Сейчас мы налаживаем периодичность. Мы работаем над тем, чтобы уже к сентябрю договориться с рядом топовых спикеров и за полгода их анонсировать.

В ноль мы уходим, если не собираем того количества студентов, которое нам надо. В идеале нужно 60 человек на курс. Надо понимать, что спикеры – это медийные люди, они постоянно работают с людьми и могут работать хоть на 200 человек. Это не проблема.

Гонорары за интенсивы у нас не фиксированные, они рассчитываются от количества людей. Чем больше людей, тем больше гонорары. Сами спикеры заинтересованы в том, чтобы народ приходил, и поэтому пиарят курсы. Но не для всех спикеров гонорар – это мотивация. Делиться опытом – это же тоже важно.

«»

На курсы приходят очень крутые люди. К Галине Тимченко съезжаются главные редакторы со всей страны. Идет постоянный обмен полезной информацией и контактами.


У нас на курсах максимум практики, минимум теории. Все успевают задать свои вопросы, практические задания выполняются по группам или индивидуально. У нас продумано все до мелочей, составлен тайминг – сколько продлится одна часть, сколько времени будет проходить другая. На курсе у Алены Долецкой мы будем делать пресс-конференцию: разделим всех по группам, каждому будет дан свой журнал и надо будет в формате этого журнала сделать пресс-конференцию и соответсвующие своему изданию материалы.

Планы на будущее

Некоторым спикерам мы будем предлагать формат вебинара. Сейчас я его тестирую. Запустила свой курс по продюсированию мероприятий, он идет два месяца, один раз в неделю. Презентацию готовлю на сто слайдов. Курс пиарила месяц, за две недели сделала пробный мастер-класс и пригласила людей. Курс стоит 10 000 рублей, в группе – 10 человек. Экономически это выгодно, а также выгодно тем, что там люди из разных городов России. Формат вебинаров расширяет географию. Это безгранично и это круто. Другое дело, что в онлайне есть много разных нюансов, например, слив лекций в интернет. Мы думаем, как это все построить правильно.

Новая история – онлайн-трансляция. Человек из Казани, например, не смог приехать, и у него есть вариант – либо одному посмотреть трансляцию, купив ее за 1 900 рублей, либо пойти на мероприятие, которое будет дешевле стоить, но это будет живое мероприятие с людьми, там есть свои организаторы. Мы говорим: «Ребята, вы платите нам 30 000 рублей, организовываете мероприятие, берете 1 000 рублей за вход, собираете 300 человек и зарабатываете на этом 270 000». Сейчас мы поздно начали продвигать эту идею, но на следующем форуме заранее будем об этом говорить. Сейчас у ребят, например, в Казани, две недели на пиар, за это время сложно собрать людей. Не могу сказать, что мы пока много онлайн-трансляций напродавали, но нашлись отважные товарищи в Новосибирске, Омске, Хабаровске.

Форум «3D Журналистика» теперь проходит раз в год, но это не значит, что мы дадим о нас забыть. Эпизодически мы будем вписываться в качестве секций и звать наших спикеров на другие крупные мероприятия, например, на фестиваль «ВКонтакте» и «GeekPicnic», в качестве секций «3D Журналистика», в планах такое точно есть.


Комментарии

Читать на эту тему

Реклама