Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli)
  • 04.08.08
  • 3588

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli)

В жизни Габриэль Шанель были две вещи, доставлявшие ей неприятности. Первая – высокопоставленные фашисты, сердечная дружба с которыми в 1939 году привела дом Chanel к закрытию на 15 лет. Вторая – Эльза Скиапарелли, итальянская художница - сюрреалист, на некоторое время ненамеренно сбросившая Коко с пьедестала и позволившая публике серьезно задуматься о том, кто же все-таки женщина-кутюрье номер один в Париже



Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиНа вопрос «Завидуете ли вы успеху Эльзы Скиапарелли?» Коко Шанель неизменно отвечала: «Да нет, что вы? Это никому не известная итальянская художница, которая всего лишь шьет одежду!». Сейчас имя Эльзы Скиапарелли звучит не так громко, модный дом Elsa Schiaparelli не существует уже 69 лет. Но этой «никому не известной итальянской художнице» мода, а также ее ценители и потребители обязаны очень и очень многим.

Скиапарелли была дочерью итальянских аристократов, обедневших после Первой Мировой войны. С детства она училась живописи, истории искусств, увлекалась театром и театральными костюмами, что не могло не отразиться на ее будущем – будущем первого в мире «enfant terrible haute couture». В 1922 году Скиапарелли переезжает в Париж – средоточие сил искусства со всего мира. Чтобы оплачивать уроки живописи, ей приходится работать экскурсоводом для небольших групп туристов. Чаще всего это жены зажиточных американцев. Богатые американки не слишком любили осматривать архитектуру города, утомлялись от экскурсий в Лувре, скучали в Гранд-Опера, но больше жизни любили магазины, в которых скупали все, что хоть как-то могло приблизить их к известной на весь мир «парижской моде». Это страшно удивляло, возмущало и одновременно смешило Эльзу. Тогда ей и пришла в голову идея: создать то, что никто не захочет купить ради укрепления своего статуса, но все захотят на это посмотреть и сказать: «Какой кошмар!».

Эльза Скиапарелли к тому времени уже успела стать одним из апологетов сюрреализма, познакомиться с Сальвадором Дали и Жаном Кокто (идея создать уникальные арт-объекты, связанные с одеждой, привела их в восторг). Ее творчество – это, прежде всего, попытка перенести установки сюрреализма в область конструирования костюма. Поначалу все предметы гардероба, созданные Скиапарелли, существовали в единственном экземпляре и не продавались за деньги, они или создавались специально для конкретного человека, или отдавались в дар.

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиКто бы сомневался, вызов, брошенный Эльзой, не был «считан» буржуазией. Напротив, появилась масса желающих купить «эту безумную одежду». Скиапарелли была чрезвычайно удивлена, когда герцогиня Виндзорская умоляла ее продать вечернее платье, – новоявленный модельер представить себе не могла, что кто-то из членов британской королевской семьи может пожелать надеть платье с изображением гигантского омара, приправленного петрушкой. У Эльзы и Сальвадора Дали даже возникла идея просить богачей расшифровать сон, отгадать загадку, или ответить на какой-нибудь вопрос, лишенный смысла, вместо оплаты. Так начался процесс трансформации маленькой художественной мастерской в модный (а скорее, сумасшедший) дом Schiapparelli, который в июле 1928 года завершился его открытием.

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиСотрудничество с Дали и Кокто сыграло ключевую роль в судьбе творческих экспериментов Скиапарелли: Кокто больше всего любил внедрять в совместное творчество темы кошмарных снов, древнегреческих мифов, клаустрофобии и тяжелых психических расстройств, объекты же, созданные Дали, часто существовали в рамках той системы образов, которой он был занят в данный момент. Например, во время работы над картинами, где в том или ином контексте присутствовало изображение бараньей котлеты, он вместе со Скиапарелли создал шляпу в виде этого традиционного испанского блюда. Ещё один талант Дали, состоящий в способности быть удачливым импресарио для кого (и чего) угодно сыграл не менее важную роль в судьбе временного творческого союза. Скандальный триумвират Скиапарелли–Дали–Кокто существовал не слишком долго и не слишком всерьез, но успел создать немало объектов, взбудораживших парижское общество 30-х годов.

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиБурю всеобщего одобрения и негодования вызвала коллекция остроумных, экстравагантных, скандальных и крайне странных шляп. В первой четверти ХХ века открыть лоб полностью все еще означало то же, что крикнуть: «Я проститутка!» (это правило не распространялось только на театральные костюмы). Причудливые шляпы Скиапарелли отменили этот неписаный закон. Что уж говорить о шляпе–ботинке, шляпе–телефоне, или о вышеупомянутой шляпе в виде бараньей котлеты? В этой коллекции присутствовал фасон, который впоследствии будет известен как «таблетка» и войдет в моду благодаря Жаклин Кеннеди. Тогда, правда, это действительно была имитация огромной таблетки американского аспирина, очень популярного в то время.

Другая знаменитая коллекция, которую сюрреалисты создали втроем, появилась в 1932 году. Это была подборка ювелирных украшений, а точнее – бижутерии. При изготовлении предметов в ход шли самые различные материалы: перья (настоящие, а не декоративные), леденцы, лекарства, канцелярские принадлежности (ластики, промокашки, коротенькие карандаши). Сальвадор Дали создал в рамках этой коллекции серьги-телефоны (одновременно вынашивая идею омара-телефона и комнаты Мэй Уэст, в которой тоже сначала должен был находиться телефон), а Жан Кокто – серьги-Всевидящее Око, производившие жуткое впечатление. Сама же Скиапарелли создала ожерелье из таблеток аспирина, сильнодействующих снотворных и успокоительных средств, украшения на тему цирка (акробаты, животные, клоуны) и ожерелья и браслеты из жутких засушенных жуков. Дальше Скиапарелли продолжила работать одна, но Кокто и Дали иногда подбрасывали ей некоторые идеи.

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиВ 1935 году Эльза Скиапарелли увлеклась выражением темы оптических иллюзий, миражей и галлюцинаций в крое, форме и рисунке одежды. Тогда были созданы пиджак с очень широкими квадратными плечами, вошедший в моду благодаря Марлен Дитрих, и платье с изображением слезы, выполненным Сальвадором Дали. Рисунок можно было увидеть только с определенного расстояния или под определенным углом зрения. Когда Скиапарелли надевала это платье на светские мероприятия, публика пребывала в легком замешательстве. Было несколько случаев, когда кому-то издалека удавалось увидеть рисунок, но приблизившись, чтобы рассмотреть человек не обнаруживал на месте рисунка ничего. Такие миражи наводили на мысль о том, что с алкоголем или наркотиками пора завязывать.

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиВ последние годы пребывания в Париже Скиапарелли создаст осеннее-зимнюю коллекцию «Астрология». Это верхняя одежда, в основном пальто, с ручными вышивками из золотой парчи (которые были созданы знаменитым парижским домом вышивки «Лесаж») в виде астрологических знаков и небесных тел.

Многое из того, что удалось создать Эльзе Скиапарелли за недолгое время существования ее дома вошло в моду только через 40-50 лет.

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиТак застежка-молния была изобретена еще в 1886 году, к 30-м годам ее использовали только компании, изготавливавшие дорожные чемоданы. Эльза Скиапарелли впервые применила «молнию» в повседневной, спортивной и вечерней одежде. В 60-х годах «молния» прочно войдет в мир моды. Она первой стала применять цвет фуксии как основной, в личных записях модельера этот цвет носил название «shocking pink» (полагаем, что напоминать о недавней всеобщей истерии вокруг этого цвета не нужно). Ювелирный флакон для духов «Shocking», повторяющий очертания женского торса, стиль «авиатор», перчатки-гетры, сумки-предметы (телефоны, яблоки…), меховые туфли и ботильоны. Благодаря Скиапарелли в моду вошли треуголки и тюрбаны.

Безобразная Эльза (Elsa Schiaparelli). Эльза СкиапареллиИдеями Скиапарелли вдохновлялись многие – Вивьен Вествуд (шляпы-треуголки и другие «пиратские» предметы одежды, высокие платформы, «шокирующе розовые» колготки), Джон Гальяно, Biba. Настоящим же последователем Скиапарелли можно назвать Франко Москино (Franco Moschino).

В 1939 году, с началом II мировой войны Скиапарелли уехала в Америку и больше никогда не смогла восстановить былого влияния. Дом Chanel закрылся в этом же году.

июнь 2008
Eкатерина Мартюшева


Читайте также в журнале BE-IN:
Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood)
Ив Сен Лоран (Yves Saint Laurent)
Ты, живущий!/Du levande. Рецензия на фильм

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама