Human be-in's: потерянный Ад
  • 08.10.06
  • 2355

Human be-in's: потерянный Ад

Хиппи: историческая справка.

Сегодня разница между хиппи и яппи стала вопросом преимущественно культурологическим. Более того, пристойнее ответить "не знаю", чем пускаться в идеологические и исторические рассуждения. Пожалуй, нет ни одного контркультурного явления, которое было бы столь безоговорочно скомпрометировано, что любой, кто отваживается о нем говорить, рискует быть обвиненным в банальности.




Хиппи: история движения.Революция цветов утонула в фенечках, длинных волосах и оптимизме. Мэйнстрим утомился от атрибутов хиппизма. Менеджеры, в чьей работе "позитив" является "одной из основ успеха" так и не поняли, что было причиной восторженного безумия хиппи, но уже не пытаются использовать их риторику для поднятия продаж и корпоративного духа. Апатичные интеллектуалы ухом не ведут, когда слышат о "Flower Power" - эти разговоры удел студентов культурологов с младших курсов, натужно пытающихся понять что такое "контркультура" и каким боком она связана с искусством и философией.


Хиппи: история движения.Обывательское мнение о хиппи можно сформулировать в нескольких предложениях: Ходили по Америке, любили природу, жили в сквотах, курили траву, ели ЛСД. Потом образумились, обзавелись семьями и стали прилежными налогоплательщиками. Иногда с ностальгией вспоминают боевую молодость. Некоторые до старости сохранили верность длинным волосам, хайратникам и фенечкам.


Хиппи: история движения.Историческая справка по этому вопросу разительно отличается от предложенного выше варианта. В середине 60-х годов на Юге США начинается борьба за гражданские права черного меньшинства. Молодые радикалы, такие будущие иконы движения, как Боб Дилан, Фил Окс, Эбби Хоффман и многие другие подались тогда в черные кварталы с поручениями разного рода правозащитных комитетов. Там-то их и назвали hippie. Это слово на слэнге означает белых, которым нравится ошиваться среди черных.


Впрочем, участие в правозащитных организациях вовсе не подразумевает контркультурной подоплеки. Движение за права черных было лишь одним из проявлений охватившей бльшую часть мира волны протестных выступлений. Особенность хиппи состояла в психологическом, психиатрическом даже обосновании неприемлемости существующего общественного строя. Идеологи хиппи, такие как Эбби Хоффман, Тимоти Лири и Кен Кизи, исходят из того, что конформизм - самая тяжелая форма паранойи. Ревностное и неукоснительное выполнение запретов и предписаний неизбежно влечет за собой подавление естественных эмоций.


Хиппи: история движения. Утверждение это далеко не очевидно и даже сегодня может вызвать укоризненное и ироничное замечание со стороны людей, не знакомых с некоторыми трудами хотя бы Мишеля Фуко и Клауса Дернера, посвященными изучению исторической и социокультурной подоплеки психиатрического дискурса. Проще говоря, сознательные хиппи мало что могли предоставить обывателю, убежденному в том, что раз не похож на других значит шизик. Не усадишь же каждого лавочника и копа книжки читать! А между тем убежденность в своей правоте и жажда подтвердить теорию на практике ждали своего часа, поскольку любая идеология в идеале есть ничто иное как способ перевернуть мир.


Хиппи: история движения.Только докопавшись до этих основ, можно понять словосочетание "Революция цветов", которое для многих звучит оксюмороном. Хиппи задумали революцию, для осуществления которой не нужно оружие, поскольку чтобы стать свободным человеку достаточно всего лишь вылечиться от конформизма. И начали терапию. Одним из наиболее известных и живучих их изобретений стали be-ins - прародители нынешних open-airов. Первое мероприятие такого рода, которое оставило след в истории, произошло в 1967 году в парке Золотые Ворота в Сан-Франциско. Тогда же определилась и эстетика хиппи: балаган, спонтанность, озорная провокативность.


Миролюбие и пацифизм хиппи вполне органично сочетается с политическим радикализмом "новых левых". Порождением их союза стала "театральная герилья".


Хиппи: история движения.Хочется вспомнить одну из самых известных их акций, ставшую образцом для подражания у представителей контркультуры следующих поколений. Как-то пробравшись на биржу, хиппи разбросали с галереи тысячу долларов однодолларовыми банкнотами. И ржали, глядя сверху, как брокеры и маклеры бросились ловить золотой дождь. Естественно, пока не подоспела служба охраны. Принципиальное нежелание хиппи браться за оружие во многом определило их судьбу. С одной стороны, они в полной мере ощутили на себе террор власти, не отличающейся щепетильностью в выборе средств уничтожения явления, представляющего угрозу для капиталистического строя, с другой стороны, эта же "безобидность" стала причиной того, что как только энтузиазм первой волны движения пошел на убыль, все поняли, что бояться нечего и можно на выходных рядиться в цветные лохмотья, курить травку, а потом возвращаться в родной офис и не париться по поводу всяких там переустойств мира.


Дети цветов, стремившиеся сделать нонконформистами все человечество, изобрели лишь мощное средство самоуспокоения для чувствующего смутное беспокойство менеджера среднего звена. Могила хиппи представляется не заброшенным в прериях холмиком, поросшим травой и бурьяном, но чудовищным саркофагом, на манер Чернобыльского, в котором похоронено немыслимое разнообразие шлака цивилизации.


Рита

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама