• 19.01.10
  • 1028

NEVER MORE

Все это страшно хочется оставить в ушедшем десятилетии. Список отвратительных или неприемлемых идей, вещей и людей нулевых годов, в принципе, мог бы быть в десять раз длиннее

Журналы со светской хроникой

Одни и те же бессмысленные лица из номера в номер, непременные «лакшери тенденции сезона», сиропная напыщенность текстов и потусторонний рублевский пафос – «солидная» глянцевая пресса нулевых была орудием сублимации для «новых дворян», которых при настоящей монархии, скорее всего, пороли бы на конюшне.

Фашистофилия

Присуждение правому националисту, художнику Беляеву-Гинтовту престижной премии Кандинского – пожалуй, наиболее позорный эпизод и так весьма сомнительного российского арт-процесса. Вообще, заигрывание интеллектуалов с фашизмом – от лихорадочной посмертной «реабилитации» Лени Рифеншталь до забав с дизайнерскими свастиками.

Прокремлевские недоросли

После истории с шашлычной «Антисоветская» и публицистом Подрабинеком (истории, в которой все без исключения фигуранты выглядели максимально нелепым образом) даже, кажется, кремлевские креаторы, создавшие «Наших», осознали всю бесперспективность использования агрессивных пэтэушников. Бодрый слет «Селигер-2009» с десантом хипстеров – это, хотелось бы верить, начало конца «Наших».

Фальшивые карьеры

Одержимые тщеславием цирюльники, именующие себя «стилистами»; подруги торговцев автомобилями, изображающие из себя дизайнеров; светские обозревательницы пенсионерских газет, всерьез поверившие в собственную светскую изысканность; брокеры, возомнившие себя трансгрессивными литераторами – эпоха куцей «стабильности» многим начисто снесла башни, породив непролазное количество фейка.

Отечественное жанровое кино

Если не считать по-своему замечательную «Охоту на пиранью», российские кинематографисты так и не смогли освоить ни один из накатанных голливудских жанров: боевики в лучшем случае служат промо-релизами марок дорогого алкоголя, «милицейские фильмы» в удачном варианте напоминают очередную серию «Ментов», чудовищно несмешные комедии кажутся концептуальным про*бом, а про мелодрамы лучше вообще ничего не говорить. Россия – не Франция и не Корея, своей традиции фильмов категории «Б» здесь, наверно, никогда не будет, а «блокбастеры» так и останутся триумфом локального продакт-плейсмента.

Невроз исторической навязчивости

Истерическая кампания вокруг «Имени России» еще раз выявила бесплодную некрофилию массового сознания. Возможно, здесь все происходит по известному принципу «шаг вперед – два назад» во многом потому, что слишком многие мыслят мертвыми фетишами: будь то «при царе Россия была ого-го!» или «Сталин – эффективный менеджер»

Супермаркеты и шопинг-моллы на каждом углу

Безликий гигантский супермаркет в качестве символа новой, бесчеловечной эры исследовал еще сорок лет назад Жан Бодрийар в «Системе вещей» - на примере родной Франции. В России нулевых количество моллов в крупных городах превысило все санитарные нормы; в то время как чего действительно не хватает, так нормальных бакалейных лавок, недорогих приличных кафе и вменяемого отношения к шопингу, без унылого и мрачного «потреблятства» нулевых.

Блогер-имеющий-мнение

Веб-два-ноль, при появлении объявленный чуть ли не социальной революцией, породил сомнительный современный типаж: автор «уютного бложика», имеющий безапелляционное и, как правило, совсем не интересное мнение по любому поводу: от международной политики до дизайна кофейных чашек. Вместо независимого взгляда на вещи у среднестатистического блогера – тупой обывательский обскурантизм.

Вал эпидемий

«Птичий грипп», «свиной грипп», разговоры про «мутацию» ВИЧ – часто в минувшем десятилетии было крайне сложно определить: где реальная новая напасть, а где хитроумный «развод» народонаселения, прибыльный для фармакологических корпораций и выгодный властям. «Вирусные» панические атаки стали самым показательным примером главной психиатрической «моды» 2000-х – массовой паранойи.

Вялый конформизм

К сожалению, наиболее характерное для десятилетия состояние сознания. Что бы ни происходило – произвол представителей власти, наступление клерикалов, убийства фашистами людей на улицах, шовинистические/гомофобные кампании или просто повсеместное торжество подлости и глупости – люди (в том числе и вполне себе прекрасные) бежали в частную жизнь, в изолированные развлечения или в безразлично-циничный карьеризм. Сегодня ко многим приходит понимание, что такая позиция не только неправильна, но и грозит катастрофой для всех.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама