Обратные связи Фабио Виале
  • 08.09.09
  • 563

Обратные связи Фабио Виале

«…статуи, на которые во что бы то ни стало надо прийти поглазеть, потому что сами они не придут!»: в конце лета 2009 в Петербург приехал итальянский скульптор Фабио Виале. Представить свое творчество и заодно поболтать с нами

Фабио Виале 33 года, у него классическое художественное образование. Он тот, о ком пишут красивые пресс-релизы и кто заставляет посетителей своих выставок унимать чесотку конечностей, желающих проверить каждую фигуру на подлинность материала. Дело в том, что образы Фабио Виале – автомобильные шины, «бумажные» самолетики, «пенопластовая» Джоконда, та же плоскодонка – выполнены из натурального каррарского мрамора. Примерно раз в год скульптор устраивает перфоманс в разных точках планеты: сплавляет на воду мраморную лодку, в 2009 году это произошло на пляже Петропавловской крепости.

Фабио Виале в Санкт-Петербурге

BE-IN: Вы не боитесь, что эта история с запуском лодки окончательно превратится в аттракцион, потеряв всякую художественную ценность?

Фабио Виале: Знаешь, есть очень много моментов, которые могут ввести в кризис имидж артиста… Однако, не всегда то, что для меня – искусство, искусство для тебя. Я занимаюсь тем, что я делаю вещи. Мне нравится ваять скульптуры и смотреть, что с ними случается. Я очень счастлив, что сделал запуск лодки в Санкт-Петербурге, русская публика очень хорошо меня встретила, я не ожидал этого. Даже моя семья удивлена.

Избалованный красотами итальянских музеев и галерей, Фабио восхищается Эрмитажем и считает, что два русских павильона на Венецианской Биеннале были самыми интересными. Правда, называет русских ленивыми, но иногда поражается нашей способности незаметно сделать что-то грандиозное.

Художественная история, что когда-то приблизила Фабио к России (а критику заставила бросаться определениями вроде «устаревший постмодернист») – это про-античные статуи с испещренными русскими криминальными татуировками руками. Когда-то эти татуировки заинтересовали Фабио. Теперь он интересует нас. И продолжает интересоваться нами.

BE-IN: На вас часто ставят клеймо художника-постмодерниста… Возможно ли преломить эту тенденцию, вам бы хотелось это сделать?

Фабио: Мне нравится соединять несоединимое!... Когда-то я открыл для себя, что есть черное и белое: они борются между собой и таким образом создается энергия. В моей работе энергия тоже рождается: кажется, статуи сделаны из одного материала, а на самом деле они из другого; кажется, что это античные статуи – а они современные, потому что на них татуировки.
У меня есть потребность в контрасте. И я думаю, что мои работы будут еще некоторое время иметь контакт со зрителем. Любопытно, что ты задала такой вопрос. Хочу спросить тебя, что бы ты делала на моем месте?

BE-IN: О, ну я же не художник. Во время пустоты и поиска чего-то нового, вряд ли игра может быть тем самым спасательным кругом. Но это, как всякое, субъективное ощущение.

Фабио: Оно связано с миром, в котором вы живете или с моими работами? (переживает?)

BE-IN: Достаточно посмотреть вокруг. У вас ведь бывает ощущение, что в мире что-то меняется?

Фабио: Как правило, мы чувствуем мир через то, что предлагают нам масс-медиа. Им нельзя доверять, особенно касательно того, что происходит в политических кругах. Так, маленькая фирма знает, что будет делать следующие полгода, большие фирмы планируют деятельность на два года: нельзя думать, что государство вершит импровизацию.
Вообще, Россия – это поразительный мир, мне нравится здесь задавать вопросы людям и получать умные ответы.

Субботним вечером Фабио устраивает небольшую лекцию и отвечает на вопросы посетителей в пространстве «Катушки» Лофт Проекта ЭТАЖИ – здесь проходит его нынешняя российская выставка. Люди интересуются, знал ли он заранее, что лодка не утонет; общаются с ним как с ребенком в песочнице: «Есть ли у вас мысль сделать самолет?». «А теперь попробуй вылепить квадратный куличик»… Фабио развлекает публику анекдотами из художественной жизни: рассказывает про своих помощников, Славу и Шарифа, с которыми общается в помощью жестов. Наличие в Италии гастарбайтеров от искусства вызывает одобрительные улыбки.

Пока корреспонденты газеты «Московский Комсомолец», каким-то ветром занесенные в медийно пастеризованное пространство Этажей, с профессиональным рвением в глазах перебегают мою дорогу к общению с артистом, я наблюдаю. Пожилых мужчин, которые фотографируются с мраморной ракетой, загорелых девочек в модных джинсовых куртках, выстраивающихся в очередь за автографом, пары и семьи – всех, отдавших кровные 100 рублей за присоединение к современному искусству. Молодежь что-то оживленно обсуждает, при приближении, оказывается: «Не очень продумано, проблемы с вентиляцией...».

BE-IN: Вы заметили, что с вашими работами больше фотографируются, нежели на них смотрят?

Фабио: Меня поражают русские – сколько фотографий они делают!

BE-IN: Меня тоже.

Фабио: Русские делают в два раза больше фотографий, чем японцы. Пока я монтировал свою выставку, всегда был кто-то, кто вставал в позу и фотографировался.

BE-IN: Как думаете, с чем это связано?

Фабио: Это ты мне должна ответить на такие вопросы, я не русский.

BE-IN: Может, это голод по культуре и страх того, что жизнь пройдет незамеченной? Все возможно…

Фабио: Si. Really.

Публика, открывающая рты не то от удивления, не то от скуки, вызывает тягостное ощущение. По Пастернаку, «слезы вселенной в лопатках». Ведь по большому счету, ничего особенного они не видят. Кроме микса фантазии, смелости и трудолюбия, что-то вроде первого полета человека в космос. А полеты еще будут: в начале октября Фабио Виале вернется в Петербург с 15 большими кусками мрамора и серией мастер-классов по созданию скульптур.

Но что-то в связи между художниками, кураторами и публикой явно нарушено. И нового художественного эсперанто как не было, так и нет.

Выставка Фабио Виале в Санкт-Петербурге продлится до 16 октября 2009


Читайте также в журнале BE-IN:
Пит Доэрти в Москве
Frederic. Michael. St.Petersburg
2АССА2

Комментарии

Читать на эту тему