• 885

Андрей Звягинцев. Режиссура. Мастер-класс 01

По сути, Звягинцев представлял собравшимся свою книгу "Режиссура. Мастер-класс 01", но вопросы из зала то и дело выводили беседу на разные уровни повествования

Андрей Звягинцев. Мастер-класс в Доме кино 19 сентября 2009 стартовал теперь уже традиционный открытый Санкт-Петербургский студенческий фестиваль киношкол "Начало". Конкурсная программа представлена работами совсем порой юных авторов из разных стран. В списке, помимо России — Польша, Германия, Иран, Румыния, Великобритания, а также дебютанты из Турции, Австралии, Бразилии, Индонезии, Хорватии и Словакии. Мне же хочется рассказать о творческой встрече с автором "Возвращения" и "Изгнания" Андреем Звягинцевым.

По сути, Звягинцев представлял собравшимся свою книгу "Режиссура. Мастер-класс 01", но вопросы из зала то и дело выводили беседу на разные уровни повествования. К примеру, пообещав ни слова не говорить о новом планируемом (вместе с продюсером Роднянским) фильме, режиссер тут же обозначил интригующие моменты: возраст героев (немолодые муж и жена), время и действие (конкретно, понятно, реалистично, в отличие от предыдущих лент), актуальный в наше время драматический жанр.

Не страдая косноязычием, напротив, красиво и гладко складывая слова, Звягинцев, кажется, не ставил перед собой задачи пустить пыль в глаза. Он, вообще, показался мне каким-то очень простым и искренним, внимательным и толерантным к иногда провокативно настроенной публике.

Странные, конечно, происходили вещи. Один, как он сам представился, молодой "ценитель авторского кино" после выхода в свет "Возвращения" сделал выводы о неком заказе со стороны правительства. Проведенные параллели об авторитарном воспитании мальчиков в фильме и авторитарности власти в стране сводились в итоге к вопросу: "О чем же вы секретничали с Владимиром Владимировичем на даче?" В ответ режиссер рассказал об одной своей знакомой, тоже четко наблюдавшей связь между правительственной программой о повышении рождаемости и количеством детей в его фильмах.

Он говорил о Кассаветисе и братьях Дарденнах. О Бергмане и Антониони как отправной точке в видении кино, когда ты настолько вливаешься в ауру киноповествования, что кажется, будто сам управляешь даже движением головы героя. О монтаже как сохранении образа. О продюсерах, неизменно подавляющих молодых и талантливых, и о собственном везении в работе с Дмитрием Лесневским. Образ идеального продюсера — это, как у Фелинни, когда ради режиссерского гения другой человек способен заложить недвижимость, продать почти все, отгоняя мысли о коммерческой выгоде. Что-то будет с третьим фильмом режиссёра? После согласия сотрудничать с Роднянским... Звягинцев подтвердил, что из альманаха "Нью-Йорк, я люблю тебя" вырезаны его и Скарлетт Йохансон новеллы, после чего он даже написал прекрасной Скарлетт письмо. Да, фокус-группа выкинула их короткометражки. Звягинцев пытался втиснуть в семь минут целый мир с его любовью-ненавистью-разлукой, Антониони и пр. и пр..

Зал внимал. Если бы можно было описать образ человека, исходя из субъективного понимания фильмов Андрея Звягинцева, то этим человеком стал бы сам Звягинцев. Метафорично оформляющий каждое высказывание, углубляющийся порой в пространные рассуждения, склонный к метафизике и высказываниям о сущности мира, теме жертвы через кинематограф, он также слышит зрителя, как и далек от него. Три с лишним часа — примерно столько продолжалось общение режиссера с нами, но если ты способен серьезно и до конца впитывать киноязык "Возвращения" и "Изгнания", если ты только учишься смотреть и видеть, то подобные встречи и не покажутся мукой.

Нина Асташкина

Читайте также в журнале BE-IN
Александр Смирнов: Не в бровь, а в глаз…
XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов
Том Форд в Венеции: кино сильнее моды

Комментарии

Читать на эту тему