Экологичный транспорт пришёл в Россию
  • 24.02.12
  • 2600

Экологичный транспорт пришёл в Россию

Все ведущие мировые автоконцерны давно разработали первые электро- и гибридные автомобили. В Европе уже начался бум экологического транспорта, российские производители наперегонки разрабатывают электрокары, а компания Mitsubishi начала продажи первых электромобилей в нашей стране

Электромобиль – автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от аккумулятора, а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль заряжается от обычной розетки и не требует других видов топлива.

электромобиль ипполита романоваПервый электромобиль был построен в 1899 г. по проекту русского изобретателя Ипполита Романова

Электромобиль может развивать скорость до 140 км/ч и ехать на одной подзарядке при идеальных условиях (без работы кондиционера, отопления салона и т.д.) максимум 180 км. Это, конечно, "минус", но "плюсов" у идеальной для городского передвижения машины гораздо больше. Более того к 2025 году планируется появление аккумуляторов, на которых машина сможет проехть 800 километров без подзарядки.

 

Экологический транспорт пришёл в РоссиюФото: www.thelatestworld.com

Гибридный автомобиль совмещает двигатель внутреннего сгорания, аккумуляторную батарею и электродвигатель. Гибрид работает на природном газе, имея как бы маленькую электростанцию внутри. Плюс при торможении кинетическая энергия движения преобразуется в заряд аккумулятора – это называется рекуперацией. Подробней о принципах работы этого транспорта можно прочитать в Википедии.

трибрид ObvioТрибрид Obvio! может работать на бензине, спирте растительного происхождения и также заряжаться от электрической розетки

Считается, что основные преимущества электро- и гибридомобилей – их экологичность, энергосбережение и экономная эксплуатация.

 

Экологичность электромобилей

По данным World Energy Council, около 17% глобального выброса парниковых газов приходится на автотранспорт. По прогнозам ООН, к 2030 г общемировой автопарк вырастет с 800 млн до 1,6 млрд единиц транспортных средств.

Транспортные системы потребляют 20-25% мировой энергии и являются причиной локального загрязнения воздуха и смога в городах. С учетом выбросов при производстве электроэнергии, общий выбор CO2 в атмосферу электромобилем с среднем на 70% меньше, чем автомобилем аналогичного размера и мощности, но с бензиновым двигателем.

Первые массовые гибридные автомобили начала выпускать Toyota – модель Prius продается с 1997. Она на 85% меньше выбрасывает в атмосферу загрязнений в виде окисей азота и несгораемых углеводородов, чем негибридная модель автомобиля. Например, для Opel Ampera этот показатель составляет всего 27 г/км по сравнению с примерно 100 г/км у автомобиля с эффективным ДВС. С усовершенствованием техники гибридные автомобили уже дошли и до нулевых выбросов. Хотя титул Zero Emission (нуль-эмиссионных) электрокары получают сейчас и в том случае, если электроэнергия для них вырабатывается за счет сжигания угля, что тоже наносит вред экологии.

Электрический спорткар Audi E-TronЭлектрический спорткар Audi E-Tron

Сомнения экологов и покупателей вызывают литий-ионные аккумуляторы, на которых работают электрокары: неизвестно как поведет себя аккумулятор в условиях сибирских морозов, а после окончания его цикла жизни встает вопрос утилизации. Тем не менее, экологичный транспорт может спасти большие города от постоянного смога и ядовитых газов. Актуальна эта проблема и в России, где более 80% от общего объема загрязнения крупных городов составляют выбросы автотранспорта.

Возникает и вопрос производства самой электроэнергии для зарядки электромобилей. Когда их выпуск приобретёт массовый характер, производство электроэнерги придётся увеличить в четыре раза, что без использования альтернативных источников энергии приведет к другой экологической проблеме.

Электормобиль с солнечными батареями Bluecar (B0)Электромобиль с солнечными батареями Bluecar (B0)

Не исключено, конечно, что с точки зрения экологии в конце концов оптимальным решением могут стать "гибриды" — всё-таки они работают не только на электричестве, но и на природном газе, объемы которого практически неограничены. При этом, по данным исследований Немецкого института прикладной экологии, если дополнительные возобновляемые источники энергии будут внедрены в энергетический сектор, выбросы углекислого газа от автомобилей с электрическим приводом могут быть практически нулевыми.

 

Экономичность электромобилей

КПД тягового электродвигателя составляет 88—95%, а у автомобиля с ДВС (двигателем внутреннего сгорания) КПД составляет всего 22-42%. Экономия ресурсов на лицо. От обычной бытовой розетки (220 В, 16 А) электромобиль заряжается восемь часов, электричества за это время расходуется примерно на 90 рублей (ночные тарифы на электроэнергию дешевле). А создатели ё-мобиля утверждают, что одна только экономия на топливе позволит за пять-семь лет окупить эту машину.

Гибридные автомобили способны накоплять энергию при движении, кинетическую энергию при торможении они преобразуют в заряд аккумулятора, таким образом продлевая жизнь тормозных колодок. Движение на такой машине управляется бортовым компьютером, а значит, все ресурсы двигателя расходуются более эффективно. Электродвигатель обладает и такими преимуществами, как мгновенный запуск и остановка, отсутствие холостого хода и самого сцепления. У электромобилей и гибридов большой межсервисный пробег и низкая пожаро- и взрывоопасность при аварии.

Мотоцикл с электродвигателем BMW C1-E Мотоцикл с электродвигателем BMW C1-E

 

Ситуация на российском рынке электрокаров

Для российского покупателя электрокаров главным сомнением является отсутствие сервисных "заправочных станций", где бы можно было полностью зарядить аккумулятор за 15-20 минут. Сегодня и обычная розетка не на любой парковке найдется.

В начале февраля 2012 в Петербурге компания Mitsubishi Motors представила первый на российском рынке электромобиль – ситикар Mitsubishi i-MIEV с системой колеса со встроенным электродвигателем (мотор-колесо). Мотор-колесо – практически идеальный двигатель с коэффициентом полезного действия, превышающим 90%, плюс ещё и долговечный. Так вот Правительство Москвы совместно с ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России, ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" и ООО "Револьта", а также компанией "Рольф Импорт", являющейся официальным дистрибьютором Mitsubishi в России, уже работают над созданием инфраструктуры зарядных станций для транспорта на электрическом ходу. До конца текущего года МОЭКС и "Рольф импорт" обязуются открыть в Москве двадцать таких заправок и еще восемь в 2012 году. 

Mitsubishi i-MIEVMitsubishi i-MIEV Sport

На Садовнической улице уже функционирует 1-я ЭАЗС (электрическая автозаправочная станция). "Рольф импорт" ведет переговоры с Правительством и по поводу ввозных пошлин, чтобы снизить стоимость своей электро-модели. Сейчас электрокар i-MIEV стоит как седан бизнес-класса – 1 799 000 рублей. В ноябре 2011 правительственная подкомиссия по защитным мерам во внешней торговле поддержала введение нулевой ввозной пошлины для электромобилей сроком на один год. Так что, возможно, вскоре цена на i-MIEV снизится.

К слову о государственной помощи: в Португалии, например, строят общенациональную сеть электрозаправок. В других странах правительства финансируют строительство инфраструктуры, снижают пошлины, НДС или отменяют транспортный налог. Так что и в России многое будет зависеть от поддержки государства.

Кстати, Московский департамент природопользования и охраны окружающей среды приобрел десять электромобилей Mitsubishi i-MIEV для сотрудников столичного департамента Юго-Западного округа - на машинах будут патрулировать парки и заказники. 

Mitsubishi i-MIEVЭлектрокар Mitsubishi i-MIEV показал свою работоспасобность на 23 градусах мороза.

Во время тест-драйва в Санкт-Петербурге Mitsubishi i-MIEV машина показала свою работоспособность при 23 градусах мороза. Известно, также, что электрический хэтчбек Volvo C30 Electric на недавних тестах выдержал "-33°C". Подобный факт должен опровергнуть миф о том, что электрокар не подходит для России.

А электробусы новосибирской компании "Лиотех" в этом году уже начнут разгружать проблемные маршруты столичного городского транспорта.

Тролза 52501 Электробус

Российский автопром тоже не стоит на месте. Официальный сайт "ё-Авто" принял уже 176507 предварительных заявок на ё-мобиль. Средний возраст желающих приобрести "ё" – 33 года.

ё-кроссовер

В качестве накопителя энергии ё-мобиль использует суперконденсатор, который работает даже при -50°C и выдерживает до миллиона циклов заряда-разряда в отличие от литий-ионной батареи электромобиля (10 000 циклов). Основной инновацией автомобиля станет роторно-лопастной двигатель (РЛД), испытания которого проходят в настоящее время. РЛД будет соответствовать экологическому стандарту Euro5, что позволит ё-мобилю выйти на международный рынок. Сама энергетическая установка аналогична 2-литровому 150-сильному двигателю внутренного сгорания. Ориентировочная стоимость ё-кроссовера, продажи которого начнутся в первой половине 2013, – 490 000 рублей.

Как работает РЛД:

АвтоВАЗ в 2012 году выпустит первую сотню электромобилей Lada ELLada. Пилотная модель ELLada, построенная на базе Kalina, обошлась в 1 млн рублей, но серийная будет стоит дешевле. ELLada может разогнаться до 100 км/ч за 13 секунд, а ехать без подзарядки 140 км. Автопроизводитель говорит, машина окупится за 1,5-2 года благодаря недорогому обслуживанию.

Lada ELLada

Cкоро на российском рынке появятся и электромобили Renault Z.E. (Zero Emission - нулевой выхлоп). На полном цикле зарядки бизнес-седан Renault Fluence Z.E. может проехать до 185 км, развивая максимальную скорость до 135 км/ч - скорость для безопасности ограничена электроникой. Fluence Z.E. в Европе стоит примерно €26 000. 

Renault Z.E. conceptЭлектромобиль Renault Z.E. concept

Сторонники гибридов считают, что мировые тренды будут развиваться таким образом, что электрические автомобили станут лишь промежуточным этапом перед массовой гибридизацией. Сторонники же электомобилей будут делать акцент на превосходных слагаемых для жизни в мегаполисе.

Так или иначе, электо- и гибридные автомобили войдут в нашу жизнь так же бысто, как это сделали мобильные телефоны. Из прежде неуклюжих и несовершенных машин вырастают новые деревья быстрой жизни, радующие глаз современным дизайном. И нам всем хочется верить, что электрокары не останутся очередным маркетинговым ходом производителей, а превратятся в действительно универсальное и экономиное решение для мегаполисов, оправдывающее надежды экологов.

Элбайк  А-192 Городской электровелосипед Элбайк А-192

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама