Интервью с  Асей Филипповой, основателем арт-кластера «Фабрика»
  • 12.05.14
  • 1394

Интервью с Асей Филипповой, основателем арт-кластера «Фабрика»

На днях в одном из старейших арт-кластеров Москвы «Фабрика» пройдет мероприятие в рамках ежегодной международной акции «Ночь в музее». В связи с этим событием мы решили поговорить с Асей Филипповой, основателем и руководителем Центра творческих индустрий «Фабрика», о миссии площадки, грядущих событиях, бизнесе, хобби и арт-рынке.

Ася, Вы руководите центром творческих индустрий и фабрикой по производству технических бумаг. Казалось бы, несовместимые вещи. Сложно ли управлять одновременно культурным учреждением и производством?

Сейчас уже не сложно, потому что есть команда моих коллег, которые очень помогают. Раньше это действительно было неким раздвоением, хотя, по большому счету, я считаю, что управление — есть управление, в каждой сфере задачи можно и нужно структурировать, а время планировать. Остается специфика каждой конкретной области, и вот здесь вступают разные правила и подходы, однако я уже привыкла к этому.


Остается ли время на отдых? И вообще, что для Вас — отдых? На море с книгой, экстремальные путешествия или, может быть, классический отдых на даче?

Время на отдых есть, и я всегда предпочитаю проводить его с семьей: на море или на даче. По части отдыха я совсем не оригинал, люблю комфорт и покой, возможно, потому что мне хватает впечатлений на работе. Так что это, безусловно, прогулки, книги, кресло и музыка. Экстрим, рюкзаки и ночевки в пещерах остались позади, в студенческом периоде, но и это было здорово.

«Фабрика» в Вашей жизни — это дополнительный источник дохода или хобби? Или что-то другое?

Это детище. Никогда не рассматривала нашу культурную составляющую как бизнес-проект в чистом виде. Я люблю эти стены, мне дорога история этого места и то содержание, которое здесь есть. Уходя с работы, я не отключаюсь от нее полностью, и иногда ловлю себя на том, что всегда так или иначе думаю о ней и о ее развитии.

Почему именно современное искусство, такое непонятное, иногда пугающее широкие массы? С чего началось увлечение совриском?

Увлечение началось с семьи: мои родственники и многие друзья — художники, и я погрузилась в эту среду еще во время перестройки, во второй половине 80-х. Тогда это стало новой завораживающей реальностью, и постепенно я все больше стала существовать в ней. Современное искусство учит человека думать и воспринимать реальность небанальным способом, и это очень интересно. Когда погружаешься в это, то обратно уже не хочется, хотя, конечно, в этой среде очень популярны высказывания вроде «Как я устал от современного искусства!». Но по-другому уже не получается, этот мир все равно тебя держит и формирует.

Ася Филиппова в зале «Оливье» на Фабрике

В будущем году Центр отметит десятилетний юбилей. Планируется ли какой-то праздник по этому случаю?

Конечно! Готовим программу праздника и хотели бы сделать его максимально дружественным для широкой аудитории. Детали я сейчас приводить не готова, но годовщина должна стать ярким событием, где каждому будет интересно и комфортно.

Все-таки десять лет — срок немалый. Изменился ли качественно и количественно состав «жителей» Центра со временем?

Безусловно. У нас появилось много новых резидентов, соседством которых мы очень гордимся. В 2009 году мы запустили проект «Художник в резиденции», и теперь к нам приезжают работать со всего мира, и это единственный в Москве пример. На «Фабрике» открылся первый в Москве воркплейс (проект Евгения Волка), и мы планируем его расширять. Я не сторонник агрессивного деления людей на «креативных» и «некреативных», поэтому мы никого не выселяем и не дискриминируем. Тем не менее, большинство наших резидентов в данный момент — это компании творческого сектора.

На Винзаводе, к примеру, среди арендаторов есть дизайнерские студии и мастерские: Даши Разумихиной, Светланы Тегин. Обращаются ли к вам фэшн-дизайнеры с просьбой рассмотреть сотрудничество и интересны ли такие арендаторы?

Конечно, мы были бы рады. Тем более, уже был такой опыт, и наши залы удобны для показов при желании.

Сделано многое, вклад в развитие арт-рынка России ощутим. Какие дальнейшие планы развития? Можно ли ждать новые проекты?

Мы только что расширили резиденцию для художников. Мне кажется все выставки интересны, даже несмотря на то, что они разные. В этом для меня и есть завораживающий момент — искусство сейчас необыкновенно разное, как калейдоскоп. Очень хотелось бы развивать направление, связанное с использованием новых медиа, и осенью у нас должен состояться один такой проект. До этого, летом, мы будем принимать участие в биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» и покажем совместный проект с РГГУ. Так что мы не останавливаемся и работаем постоянно, и, надеюсь, развиваемся тоже постоянно.

Самое ближайшее масштабное мероприятие в Центре — «Звуки Фабрики». Расскажите подробнее, что ждет посетителей 17 мая?

Будет много событий, связанных как со звуком, так и нет. Австрийские художники покажут свои звуковые проекты. Пройдет концерт и нойз-перформанс, также откроется кураторский проект студентов РГГУ, посвященный теме монструозности в искусстве. Во дворе гости смогут отдохнуть под музыку и выпить кофе, в бывшем цеху Отделки, сохранившем это название, театр «Рупор» устроит читку хулиганской пьесы Сергея Есенина «Страна негодяев». Наша программа очень разная, как раз призвана каждой своей частью отразить какой-то из аспектов нынешней реальности, так что это и будет актуальное искусство, которого не стоит бояться. К этому добавится отличная погода и наше гостеприимство.

Правда, что «Ночь в музее» у вас пройдет до рассвета? Обычно музеи в этот вечер закрывают двери в полночь и гости ощущают себя героями сказки «Золушка», не зная, куда бежать.

Останутся площадки, которые будут работать всю ночь, да и проходная действует в круглосуточном режиме.

И последний вопрос. Есть ли у проекта какие-то внутренние рамки и барьеры относительно выставочных проектов, реализуемых на территории? Что вы никогда не покажете зрителю?

Довольно сложный вопрос, никогда не говори «никогда». Надеюсь, что не покажем пустых и поверхностных вещей.

Комментарии

Читать на эту тему