Наследил: Феллини в современной культуре
  • 22.01.15
  • 3043

Наследил: Феллини в современной культуре

20 января Федерико Феллини исполнилось бы 95 лет. Его главным шедеврам уже больше сорока лет, но они абсолютно не подвластны старению. Фильмы Бергмана уже давно стали той священной классикой, на которую и дышать то страшно, фильмы Чаплина, несмотря на всю их живость, только формировали киноязык и поэтому тоже очень привязаны к своему времени. Фильмы Феллини живее всех живых. Их стыдно называть классикой – потому что они не походят на наших бабушек и дедушек и даже на мам и пап. Они вечно молоды и не перестают вдохновлять всех тех, кто с ними сталкивается.

Феллини вездесущ и неиссякаем – массовая культура до сих пор питается его идеями. Даже если вы не смотрели ни «8 1/2», ни «Сладкую жизнь», ни «Ночи Кабирии», вы сталкивались с Феллини – в музыкальных клипах, фильмах модных режиссеров и даже рекламе.

Музыкальные видео

Если бы Феллини был моложе лет на сорок, он точно снимал бы клипы для музыкантов – во время его творческого расцвета еще не было такого жанра, а эстетика итальянского режиссера как ни у кого подходит для формата музыкального видео. Не удивительно, что клипмейкеры цитировали и продолжают цитировать Феллини.

Клип британской группы R.E.M. Everybody hurts вдохновлен начальной сценой из «8 1/2» – сном главного героя.

Wonderful life британских электронщиков Hurts – более завуалированная отсылка к «8 1/2» – в клипе передана атмосфера фильма, да и главный герой видео – прототип Гвидо Ансельми в исполнении Марчелло Мастроянни.

Любительница постмодернистских шуток Леди Гага тоже вспомнила Феллини в своем раннем клипе Paparazzi. На этот раз объектом цитирования послужила «Сладкая жизнь» – Paparazzi наполнен похожими ироничными и в то же самое время упадническими метафорами, связанными с богемным образом жизни. Кстати, слово «папарацци» появилось как-раз в «Сладкой жизни» – так звали назойливого фотографа, выслеживающего знаменитостей.

Высокая мода

Феллини большое внимание уделял визуальной составляющей своих фильмов. Его героини всегда выглядели шикарно, а их наряды становились предметами восхищения всех женщин, следящих за модой. Чего только стоят вычурные наряды героинь из фильма «Джульетта и духи» или безукоризненно стильные и абсолютно вневременные образы из «Сладкой жизни».

Естественно, фильмы Феллини стали предметами вдохновения и для дизайнеров одежды. Два года назад Жан-Поль Готье выпустил коллекцию «Парижанка», посвященную героиням режиссера.

Швейцарский производитель часов Chopard создал коллекцию La Strada, которая была вдохновлена роскошным итальянским кинематографом и, в частности, образами некоторых героев из фильмов Феллини.

Итальянским брендам и дизайнерам сам бог велел обращаться к наследию своего великого соотечественника: Miu Miu в 2009 году создали коллекцию Ad Campaign в барочном стиле поздних работ Феллини, а Осенне-зимняя коллекция 1997-1998 Dolce & Gabbana была вдохновлена фильмом «Ночи Кабирии».

Кино

Влияние Феллини на последующие поколения режиссеров неоспоримо – многие самые яркие и почитаемые кинодеятели современности постоянно признаются в любви итальянскому маэстро.

Тим Бертон: «Мне кажется, он сумел ухватить дух и магию создания фильма – нечто прекрасное, которое ты хочешь вобрать в себя, потому что оно дает энергию, чтобы двигаться дальше».

Отсылки к фильмам Феллини можно заметить во многих фильмах Бертона, но главным посвящением американского режиссера своему итальянскому учителю является «Крупная рыба», чей светлый сюрреализм постоянно напоминает о «Джульетте и духах» и «Амаркорде». А финальная сцена, в которой на похороны главного героя – большого выдумщика и фантазера приходят все герои его небылиц, отсылает к финальной сцене «8 1/2».

Дэвид Линч: «Фильмы Феллини пробуждают воображение. Они такие волшебные, лирические, удивительные и изобретательные. Этот парень уникален. Если бы его фильмы взять и выкинуть, в кинематографе зияла бы огромная прореха. Нет ничего похожего на них даже близко».

Линч вслед за Феллини уделяет огромное внимание магии цвета – его цветовая гамма завораживает и погружает в сюрреалистический мир фантазии. Можно вспомнить знаменитую сцену из фильма Линча «Малхолланд драйв» в клубе Silencio. Эта сцена пропитана феллиниевским мистицизмом.

Неизвестный поклонник Квентина Тарантино: «Если бы не фильмы Тарантино, я никогда не узнал бы Годара, Трюффо и Феллини».

Квентин Тарантино, как известно является фанатичным киноманом и обильно заправляет свои картины цитатами из совершенно разных фильмов прошлого. Интересно, что знаменитая сцена танца Умы Турман и Джона Траволты из «Криминального чтива» отсылает к похожей сцене из «8 1/2».

Федерико Феллини – целый мир, изучать который одно удовольствие. Художественные поиски автора «Амаркорда», «Ночей Кабирии», «Сладкой жизни», «8 1/2» и еще целого ряда великих фильмов заложили основы новых киножанров, вдохновили несколько поколений художников, дизайнеров, музыкантов и режиссеров и теперь только от нас зависит, станет ли это наследие хрестоматийным прошлым или останется живым и изменчивым настоящим. Мы точно знаем, что если наша статья сподвигнет тех, кто пока еще не в теме, посмотреть эти потрясающие фильмы и понять, насколько они актуальны и своевременны, на небе улыбнется один веселый 95-летний итальянец.

Комментарии

Читать на эту тему