Новая нейтральность
  • 04.05.08
  • 1108

Новая нейтральность

Возможно, основная заслуга 15 молодых фотографов new look’а в том, что им удалось привить толику личного отчуждения генетически безличному и отчужденному миру рекламы



Выставка «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи», рецензияНа выставке «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи» показаны разные по своим задачам работы: опубликованные фотоистории, снятые специально для журналов; истории, снятые независимо, и потом либо напечатанные в журнале, либо нет; проекты, стилизованные под рекламу, на самом деле ею не являющиеся, опубликованные или нет. Объединяет их одно: почти все проекты в той или иной пропорции стремятся вырваться за рамки прикладной в сферу индивидуальной, личностной, независимой фотографии.

«New look, new generation», собранная фотодиректором издательского дома «Афиша» Ириной Меглинской, впервые была показана в Москве на фестивале «Мода и стиль в фотографии» год назад, поэтому говорить о new look сегодня можно уже только с натяжкой. За дополнительный год позиции стиля еще больше окрепли, а карандаши, т.е. приемы, слегка поисточились. Выставка, тем не менее, до сих пор является осмысленным мероприятием, «Афише» в этом году исполнилось 10 лет. Представленные здесь фотографы принадлежат к поколению, взрослевшему на «Афише». Показан срез времени.

Для российской аудитории журнал превратился в некое подобие Dazed&Confused и i-D Magazine, обозревающих деятельность модельеров в купе с достижениями музыкантов, режиссеров, художников и писателей – журналов псевдоальтернативной моды. Альтернативность заключается лишь в том, что их мода слилась с массовой молодежной культурой, позаимствовав у нее авангардность и эмоциональность.

Выставка «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи», рецензияГода три назад «Афиша», а вслед за ней и «Эсквайр» (уже на более высоком уровне) первыми приняли тенденцию движения в сторону альтернативной рекламы и фэшна из рук молодого поколения фотографов. Оказалось, что можно, как Dazed&Confused, отойти от законов глянца, и при этом не менее успешно, чем глянцевые издания, продавать. За это время сформировалась идеология (слово, конечно, не очень удачное) новой журнальной фотографии – минимализм, направленный на отрицание избыточного глянца. Молодые фотографы, хорошо знакомые с европейской и американской школой, позволили себе внести свободу самовыражения в создаваемый по устоявшимся законам глянец здесь в России.

Выставка «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи», рецензияКто-то обратился к трэшу (топлесс китаянки, швыряющиеся сырыми курицами, Петра Тимофеева), кто-то – к иронии (история Алексея Киселева «Учитель танцев», где высокий и худой Данила Поляков учит пенсионеров элементарным па, или фотографии из Греции с веселыми и блюющими моделями). Кто-то – к ностальгии (Чибисова в серии «Валенки» показывает моду через советскую эстетику), а кто-то ищет альтернативную красоту, в которой есть место хорошему чувству юмора (история Comalab о ботанике, преображающемся в sexy boy). Из 15 человек только Алексей Киселев, Алексей Кузьмичев, Иван Пустовалов и Аня Чибисова являются профессиональными фотографами, они – и самые старшие (30+). Остальные еще довольно молоды. Пять или шесть представленных фотографов – это молодые девушки примерно 1984, 1986 или 1989 годов рождения, работающие фоторедакторами в «Афише».

Выставка «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи», рецензияКаковы черты стиля, в котором работают молодые фэшн фотографы, создавая независимый проект? Во многих случаях этот стиль формирует набор приемов, перенесенных из прикладной сферы. Естественно, это не «афиша стайл» в чистом виде (белая стенка, паркет, много света, нейтральная или узнаваемая поза, слегка растрепавшиеся волосы, безучастный, немного кукольный, взгляд в строну), но некая визуальная оболочка, по каким-то причинам перенявшая существенную долю такого «стайла». Альтернативный фэшн обратился к легкости и чистоте, просто потому что всем надоели тяжеловесные гроздья бриллиантов, вычурные ткани, излишества фактуры и т.д. Но, что важнее, помимо внешнего минимализма, здесь присутствует и такое качество, как минимальность чувств или сдержанная эмоциональность. Этот стиль можно назвать словом softy. Импульсы, посылаемые этими картинками, еле прослушиваются, как слабеющий пульс. Картинка говорит тихим, приглушенным голосом, слова звучат невнятно. Самое внятное – это мягкие красивость и остроумие, умеренная ученость, осторожная, не эксцессовая память.

Да и что такое «Афиша» сама по себе? Недорогой и красивый справочник, который всегда под рукой. Легкодоступная сменная вещь, всегда остающаяся на периферии внимания и, в то же время, кроящая рисунок твоего дня. Задающая моду дня, тонус дня. Как тоник для умывания, как сжатая вода или салфетки для очистки кожи, как белая майка, наконец, которую так полюбили натягивать стилисты (они же девушки-фоторедакторы, они же фотографы) на своих моделей, как прозрачный и спокойный взгляд, глядящий мимо кадра.

Выставка «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи», рецензияЧто сформировало стиль, в котором нейтральное забивает весь спектр других модальностей художественного языка? Антиглянец? Девичье искусство? Искусство очень молодых? В памяти всплывают работы Ани Титовой. Ее серия называется «Безучастие». Почему проблема существует в головах современных, модных, следящих за тенденциями людей, кому около двадцати (или чуть больше). Безучастие близко к отчуждению, когда все равно, на какой картинке окружающей действительности сфокусироваться, когда замыкаешься и чувствуешь себя одиноким. Это проблема молодого поколения грамотных продвинутых мальчиков и девочек – мужчин и женщин. Проблема нехватки артикулированного выбора. Некое бесцветие. Причем безучастность и нейтральность вполне могут уживаться с избыточной эмоциональностью, чувственностью, юмором. Одно другого не исключает. Такой хрупкий эмоциональный мир, который надорвется от всепоглощающего безучастия, если не компенсировать его эксцентричностью («куриная серия» Тимофеева).

Визуальное softy – это хрупкая эмоциональность, желание «нарисовать» красивую картинку, самую прекрасную, самую чистую, это ранимость, а еще самолюбование. Это промежуточное мерцающее состояние, такое чистилище. Мучительное по-своему. И несколько затянувшееся: тенденция развивается уже около трех лет, из набора инструментов постепенно превратившись в мейнстрим. Здесь реклама уже не реклама, но еще и не искусство, т.к. в ней нет уже энергично артикулированного рекламного мессаджа «пожелай купить», но и нет еще высказывания, основанного на глубоком духовном переживании. Здесь все стилизовано либо под рекламу, либо под жизнь. Но это и не реклама, и не жизнь.

Санкт-Петербург
25 апреля – 30 мая 2008

Лофт-проект «ЭТАЖИ»
Лиговский пр., 74/2 этаж

30 апреля 2008
Юлия Виноградова

Выставка «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи», рецензия



Читайте также в журнале BE-IN:
Товарищи по цеху или «Память полей» в лофт-проекте Этажи
Garderobe 2008. Мода на вырост - как это было
Нефть/There Will Be Blood, рецензия на фильм
Скафандр и бабочка/Scaphandre et le papillon, Le; рецензия на фильм

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама