ММКФ ХХХI: провинция будет править столицей
  • 16.06.09
  • 535

ММКФ ХХХI: провинция будет править столицей

Есть люди, которых больше всего интересует, чем один предмет отличается от другого. Но есть и другие – те, кто в разнообразии событий и явлений стремятся найти схожие черты, подчеркнуть единство


При компилировании произведений одного автора в сборники или собрания сочинений реализуется, в первую очередь, желание показать художественный язык, замкнутый на самом себе. Но ничто не существует вне контекста, поэтому естественное движение интеллекта толкает человечество на организацию выставок картин, показов одежды, кинофестивалей. Лишь в сравнении познается различие, а интуиция и непосредственный чувственный опыт подсказывают, как и для чего все эти коллекции разных модельеров, работы разных художников и ленты разных режиссеров держатся вместе.

Вот-вот откроется Московский международный кинофестиваль ХХХI. И, как бы ни была разнообразна его программа (в 2009 году нам собираются продемонстрировать более 150 лент), общемировую кинематографическую тенденцию уловить несложно. Как и в 2008 году, тематически взгляд киноглаза будет устремлен в провинцию. Большая часть конкурсных картин рассказывает истории «маленьких людей», которые проигрывают, как последние деньги в покер, свои жизни.

Царь, Бог и Антихрист
Откроется фестиваль фильмом Павла Лунгина «Царь», он же, не без лишних семантических параллелей, будет председательствовать в жюри ММКФ 2009. Один из самых знаменитых участников основной конкурсной программы – итальянец Габриэле Сальваторес. Он привезет картину «Как велит Бог». Но и другому знаменитому режиссеру «бог велел» принять участие в фестивале с симметричной картиной «Антихрист», устроившей скандал в Каннах. В качестве гостя в рамках премьерных показов организаторы не побоялись пригласить Ларса фон Триера – лучшего, по его собственному заявлению, режиссера в мире.

Петя по дороге в царствие небесное. Николай Досталь на ММКФ 2009
Антихрист. Реж. Ларс фон Триер

Не Мастрояни единым
В 2009 году в основной конкурсной программе Россию представляет гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров с картиной «Палата N 6», которую он сам же и продюсировал. В интервью «Российской газете» Шахназаров рассказал, что картина снималась 20 лет и первоначально в ней должны были играть итальянцы, в частности Марчелло Мастроянни, но с итальянцами не вышло, и главная роль — врача Рагина — была отдана Владимиру Ильину. Кроме Ильина, в фильме приняли участие Евгений Стычкин, Александр Панкратов-Черный, Алексей Жарков. Не Мастрояни единым.

Петя по дороге
Ещё одним российским участником ММКФ 2009 году станет Николай Досталь, недавно получивший звание народного артиста России, с картиной «Петя по дороге в царствие небесное», премьера которой состоялась в ноябре 2008 года. Картина актуальна и в аспекте диктатуры: режиссер, основывая сценарий на повести Михаила Кураева, переносит действие в 1953 год. Во время просмотра, естественное сопоставление, так или иначе, интуитивно эксплицирует настоящую политическую обстановку. Комическая интонация выбрана автором не случайно – главный герой – некий «чудик», блаженный, юродивый. Паренек, который сам себе выдумал роль в системе государства, роль инспектора ГАИ. Он смешон так же, как смешна и беспощадна безлицая толпа, рой, который действует по приказам вождя с единственной целью - обогащение, и тогда, и сейчас. Разница лишь в том, что в настоящее время это индивидуальный доход.


Петя по дороге в царствие небесное. Николай Досталь на ММКФ 2009
Петя по дороге в царствие небесное. Реж. Николай Досталь

Куйбышевское чудо или что не нужно делать
Кроме того, в конкурсе примет участие российская картина – «Чудо» режиссера Александра Прошкина. Это ещё одна провинциальная история, фабула которой строится на легенде о «Зоином стоянии» – «куйбышевском чуде». На новогоднем празднике работница трубного завода Зоя Карнаухова, не дождавшись своего молодого человека, начала танцевать с ликом Николая Угодника, но в танце застыла, так и простояла 128 дней. И сценарист, и режиссер уверяют публику в том, что сюжет абсолютно неконфессионален, а повествует лишь о разном восприятии одного и того же явления непохожими людьми.

Итоги фестиваля покажут, какие из фильмов и когда сможет увидеть российский и зарубежный рядовой зритель, то есть, какие фильмы достойны выйти в широкий прокат по мнению организаторов. А пока, соглашаясь с Феллини, мы утверждаем: то, что может быть выражено вербально, не нуждается в том, чтобы быть отснятым.

Елена Парфёнова

Другие кинофестивали Москвы и Санкт-Петербурга
XIX Международный кинофестиваль «Послание к Человеку»
Фестиваль Фестивалей 2009 в Петербурге
Международный фестиваль современного кино «ЗАВТРА» / 2MORROW (Москва)

Комментарии

Читать на эту тему