Комиксы. Хроникеры скрытых импульсов
  • 14.09.09
  • 831

Комиксы. Хроникеры скрытых импульсов

Kомикс сродни ленте Мебиуса, приближающей нас к кино и литературе, но не совпадающей ни с тем ни с другим. Расхожий миф о том, что комикс – хоровод развлечений, созданный только для детей и их не очень одаренных инфантильных родителей, давно разлетелся на куски в пространстве прощания со здравым смыслом


Понятно, что в супергероях, скажем, воплощена вся мечта коллективного бессознательного, а ответом мейнстриму давно стал альтернативный авторский комикс, аккуратно, а порой бессовестно затрагивающий все аспекты социальных границ, гендерные различия, проблемы этничности. В Америке, Франции, Бельгии и Японии комикс необычайно популярен, вызывает массу дискуссий, научных работ и эссе (вроде "Супермен как олицетворение Иисуса для современного общества" после внезапной гибели Супермена в 1992 и последующего его воскрешения), национальных премий, сравнений авторов с великими мира сего (Алан Мур как Джойс и Пинчон).

Бумфест-2009 в Петербурге

В России, в силу коммерческих и культурно-исторических причин, комикс чувствует себя как-то неудобно, как мимо проходящий жанр, и часто интересен только посвященным. "Бумфест" представляет неопознанные объекты в Петербурге уже третий год подряд - на улицах и в галереях, в магазинах и кафе, под лучами сентябрьского солнца и светом прожекторов, но этот год стал каким-то особенным. Раньше попытки представить комикс как искусство, не проходящее жесткой цензуры, как визуальную трансгрессию в ответ на разные процессы в культуре и обществе, казалось, были обречены на провал, а само событие выглядело настолько локальным, что не вызывало каких-то бурных эмоций. В этот раз, уже с первой выставкой, открывшейся в малом зале Манежа 5-го сентября, ощущение тотального праздника и расширения границ мыслимого не покидает даже случайно заглянувших.

Андеграундная атмосфера с первых шагов: по ночам во дворе работает бар, а столы-стулья-ковры с помоек в округе так и просят дополнения на стенах зданий, как это бывает в раскрашенных граффити свободолюбивых районах разных городов Европы. Комиксы видишь сразу, как попадаешь во внутренний двор, с улицы через арку, - на стенах здания работы художников, принявших участие в конкурсе "Портрет".

Различные соотношения рисунка и слова - от паззла с хаотично разбросанными "at", "me", "don't", "you" (компоновать по усмотрению) до, например, предполагаемых моментов из жизни Павла Филонова, собранных вокруг его крупного черно-белого портрета. Есть и просто бессловесные, например означенный кратким, но приятным нам, молодым и красивым, посвящением «всем погибшим молодыми и красивыми» портрет Дорианы Грей.

Третий международный фестиваль комиксов

Экcпозиция продолжается в помещении. Сочетание самого разного шрифта, манипулирование смысловыми значениями, множество жанров и подтекстов: предельно личные истории, выплескивающие на бумагу вместе с банкой краски грусть, агрессию и попытки реабилитации; феминисткие проекты. Главное спрятано в дальней комнате. За ширмой, в квадратном зале с деревянными ступенями до потолка, демонстрируют аниме-экранизацию "Босоногого Гэна" (Hadashi no Gen), классического комикса 70-х Кэйдзи Накадзавы о бомбардировке Хиросимы и ее последствиях. Гэн – школьник, потерявший отца, сестру и братьев при взрыве атомной бомбы – по сути, целый портрет травмированного поколения, собирательный образ, впитавший в себя все переживания и страхи нации. Пространство организовано так, что в смежной комнате можно подкорректировать образ подлинными фотографиями времен ядерной войны, а снаружи ознакомиться с отрывками знаменитого комикса.

Бумфест-2009 в Петербурге

Конечно, если смотреть на работы не хаотичными рывками, а хоть сколько-нибудь внимательно, не хватит и двух дней. На втором этаже соседнего здания располагается выставка для детей. Среди причудливо разрисованных стен – финские комиксы, куча сумасшедших книжек с не менее сумасшедшими героями и просьбы организаторов не уносить всё это домой. Родителям, кроме прочего, предлагают "революционную" игру для релаксации, стрипбл - настольный, перекрестный комикс-паззл, что-то вроде произвольного смешного домино.

Но самое-самое интересное оказывается на самом-самом верху - целый этаж посвящен миссии «Врачей без границ» в Афганистане. Фотожурналист Дидье Лефевр миксует комикс с кадрами фотопленки, регистрацией реальных событий во время русско-афганской войны. Настоящий комикс-репортаж, оригинально приближенный к искусству, о котором и говорить едва возможно, это просто нужно увидеть.

Третий международный фестиваль комиксов

Главным же впечатлением становится, конечно, неуклонное осознание того, что открывшаяся в Манеже выставка - всего лишь начало, оставляющее шлейф надежды на такое же яркое продолжение фестиваля в целом.

Нина Асташкина.

О программе фестиваля рисованных историй БУМФЕСТ

Читайте также в журнале BE-IN:
"Хрустальный мир" на Винзаводе
Музыка для сентября, vol.1: Скарлетт Йоханссон и Пит Йорн; Mew; The xx
Бесславные ублюдки

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама