XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов
  • 19.09.09
  • 600

XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов

В течение ближайшей недели, в залах киноцентра «Родина» и кинотеатра «Мираж Синема Озерки», покажут две программы (конкурс и лучшие ленты прошлых лет) крупнейшего международного фестиваля короткометражек Manhattan Short Film Festival 2009.

Проходящий одновременно в ста семидесяти городах мира, Манхэттенский фестиваль традиционно представляет собой «золотую середину» в бескрайнем море короткометражных фильмов: дистанцируясь от крайних форм экспериментального киноавангарда, этот масштабный смотр великолепно отражает текущие тенденции – социальные и общекультурные даже в большей степени, нежели чисто художественные или, допустим, технологические.

Конкурсная программа этого года, состоящая из десяти фильмов, при всем ее разнообразии, еще больше, чем в прошлые годы, в целом ориентирована на острое социальное высказывание и нетривиальное освещение болезненных глобальных проблем, страхов и надежд. Например, непреодолимое (после событий 11 сентября) состояние агрессивной паранойи, в которое погрузилось американское общество – особенно в отношении лиц «подозрительной» арабской национальности (лаконичная и жесткая «Граница», реж. Джулиус Она, США). Кажущие неразрешимыми взаимное насилие и ненависть на Ближнем Востоке («Лашабия», реж.Иехецкел Лазаров, Израиль) Черная Африка, в которой сотни тысяч детей инфицированы ВИЧ, и это мало кого, кроме пары фондов, волнует (снятый одним из таких жертв эпидемии, 16-летним Алсидесом Суаресом «Мозамбик»)

XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов 2009
"Мозамбик" (Мозамбик)

Вообще, дети – центральные персонажи большинства конкурсных лент. Они познают мир, страдают, соприкасаются с миром обезумевших взрослых: шведская девочка сталкивается с тем фактом, что родительская любовь не безусловна (немного в абсурдистском духе притча "Дитя любви", реж. Даниэль Виртберг, Швеция), два беззаботных приятеля Андреа и Феличе, рыбача в море, вылавливают полуживого марроканского беженца («На море», реж. Мартина Амати, Италия), болгарская школьница узнает, что ее старшая сестра в чужой стране попала в сексуальное рабство («Желание», реж. Исабель Де Окампо, Испания).

XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов
"На море" (Италия)

Хотя «демократическая» специфика конкурсной части фестиваля (зрители посредством голосования определяют фильм-победитель) удерживает от какой-либо «агитации», нельзя не отметить три произведения согласно субъективным «номинациям»:

Самый экзистенциальный: «Раскол» (реж. Жереми Клапен, Франция). Мрачноватая сюрреалистическая анимация про человека, который после того как его «задел» гигантский метеорит, «передвинулся» от себя самого на 91 сантиметр. Очень галльская по духу философическая фантазия на тему иллюзии «я» и проклятия телесности.

XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов
"Раскол" (Франция)

Самый оптимистичный : «Пластик» (реж. Сэнди Уидяната, Австралия). «Сказочная» и транслирующая удивительное душевное здоровье история о жизнерадостной толстушке, которая в ожидании свидания обнаруживает, что волшебным образом может изменять усилием мысли параметры внешности. Сначала превратившись в некое подобие Девон Аоки, девушка все же приходит к душеполезной мысли: «Будь собой, остальные роли все равно уже заняты».

XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов
"Пластик" (Австралия)

Самый гуманистический: «Рыба-молот» (реж. Сэм Донован, Великобритания). Маленький Борис, более всего увлеченный всевозможными акулами, болезненно, как водится, переживает развод родителей. Дело осложняется тем, что мать теперь живет в женщиной. Очень гармоничный пример «пост-политкорректной» культурной ситуации, когда те же однополые браки (с детьми от предыдущих «натуральных») в ряде стран Европы – сложившаяся реальность. Кроме того, «Рыба-молот» - это фирменный британский ненавязчивый реализм, обаятельный и в высшей степени терпимый ко всем своим героям.

XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов
"Рыба-молот" (Великобритания)

Помимо конкурса, зрители увидят специальную программу, состоящую из десятка лучших короткометражек фестивалей прошлых лет. Действительно превосходная ретроспектива «Он и она», как несложно догадаться, посвящена взаимоотношениям мужчины и женщины. Диапазон тут, понятно, широчайший: безумная страсть (физиологический бурлеск «Если ты любишь меня» британцев Девида Беттериджа и Ширли Ликсенберг на тему «любовь требует не слов, но действий»), яростная ненависть (совершенно гениальный этюд «Цена милосердия» нью-йоркца Стефена Марро про то, как опасно, будучи театральным критиком, обижать молодых актрис), благостная встреча двух одиночеств (трогательная «Самопомощь» Тез Ноан Эсфоу, тоже из Англии, про двух симпатичных лузеров, нашедших друг друга благодаря любви к творчеству Кертиса Мейфорда) и так далее.

XII Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов
"Самопомощь" (Великобритания)

В общем, накал легкомысленных страстей в фильмах внеконкурсной программы удачно дополняет серьезный характер основного фестивального блока.

Артем Лангенбург

Подробнее о программе Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов 2009

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама