Хрестоматийный глянец
  • 21.11.06
  • 526

Хрестоматийный глянец

Глянцевые журналы как культурное явление.

Глянцевые журналы в какой-то момент из необременительного чтива в пригородных поездах стали нешуточным культурным явлением. Отдельные же так и вовсе превратились в предмет настоящего культа. Всё это, конечно, происходило ровно накануне Большого Взрыва информационных технологий. Сегодня, в эру Интернета и глобализации, «глянец» совершил полный круг, и словом этим принято теперь больше ругаться. Надо бы вспомнить, как наряду с шикарной рекламой и звёздной пылью «умный глянец» продавал и преподавал разные приятные вещи – от современного искусства до новой морали.




Глянцевые журналы как культурное явление.У Иэна Бэнкса (в романе «Шаги по стеклу») один персонаж сообщает, что глянцевая бумага, на которой печатают модные журналы, обязана своему знаменитому гламурному весу каолину – той самой глине, что используется в смеси с морфием для специфических лекарственных препаратов. Не знаю, был ли в курсе данного забавного факта Генеральный Директор Всего по имени Энди Уорхол, чей проект – журнал Interview можно назвать эталоном арт-журнала с глянцевой коммерческой душой. Отдельную заметку об Interview читайте в «Теме номера». Здесь упомяну лишь, что именно в уорхоловском журнале появилось неотразимое определение «икона стиля».


Глянцевые журналы как культурное явление.Существуют стопроцентно конъюнктурные издания, в которых крайне талантливые люди подхватывают новейшие настроения улиц и, что называется, молодёжи. Яркий пример – британский The Face. Основанный в 1980-м дезертирами из New Musical Express, The Face четверть века отслеживает субкультуры и улавливает вибрации, причём делает это в основном довольно круто. Музобозреватели The Face несут, например, серьёзную ответственность за бум вокруг пост-панка или же драм-н-бейса.


Глянцевые журналы как культурное явление.Порой роль главного журнала может исполнять и специальное издание. Так вышло в 60-е с французским киноведческим журналом Cahiers du cinema. Там печатали манифесты «новой волны», труды Базена по теории кино и эффектные высказывания Годара о том, что объектив камеры никуда не годен, если не приравнен к прицелу автомата. В общем, свёрнутый в трубочку Cahiers du cinema в кармане замшевой куртки был непременным элементом внешнего вида бунтующего студента 68 года. Шли годы, и журнал превращался в респектабельный академический рупор, теряя молодых поклонников. И вот в одной ключевой сцене нахальнейшего постмодернистского боевика «Доберман» (1998) один из подручных Венсана Касселя – отморозок Маню с железными зубами, подтирает зад не чем иным, как «Кайе дю синема».

Быть «умным глянцем» стремились многие. В Америке 70-х Harper’s Bazaar, как ни сложно ныне это представить, читали продвинутые интеллектуалки хиппистского толка. Фешенебельный Playboy, перейдя на тонизирующую эротику, публиковал пространные интервью с Набоковым и Жаном Жене. Неудивительно, кстати, что русское издание этого почтенного журнала возглавил в своё время Артемий Троицкий - такой Герцен русского рока. Нельзя не упомянуть и канонический Rolling Stone – хотя бы только в контексте творчества Энн Лейбовиц, великого фотографа и многолетней подруги жизни философа Сьюзен Зонтаг.


Глянцевые журналы как культурное явление.Сферы влияния «умного глянца» – музыка и мода в диапазоне от поп-шика до андеграундных экспериментов. Британия по-прежнему считается непобедимой владычицей актуальных морей. The Wire пару десятков лет заведует музыкальным авангардом в виде модерн-джаза, электроакустической музыки, индастриала и т.д. На страницах журнала много пропагандировали трип-хоп и бенгальскую музыка бхангра. Именно в The Wire придумали «пост-рок», главный музыкальный термин нулевых.


Глянцевые журналы как культурное явление. Влиятельнейший журнал «стиля жизни» - i-D – посвящён моде, музыке, современному искусству и «молодёжным субкультурам». Подхватив на пороге 80-х агонизирующий дух панка, i-D стал главным изданием стиля new wave. В журнале изобрели радикально новую, документальную манеру фэшн-съёмки под названием «стрэйт-ап». Список постоянных фотографов i-D смотрится как пантеон современной фотографии: Ник Найт, Терри Ричардсон, Вольфганг Тильманс, Эллен фон Унверт.


Глянцевые журналы как культурное явление.Амбициозный и по-прежнему популярный Dazed & Confused возглавляет Кэти Инглэнд, по совместительству директор модного дома Александра Маккуина. Dazed & Confused в прошлом десятилетии слыл эстетским интеллектуальным журналом: репортёры беседовали с Гринуэем и Бодрийаром, рассказывали о Хуссене Чалаяне и «Новых Британских Художниках», а героями «кавер-сториз» были Бьорк и Radiohead. Теперь журнал сильно опростился – в номерах за текущий год вместо Бьорк – Эминем, и поднимается немыслимый шум вокруг кинокартины «Горбатая гора».


Alt. Ussery


Читайте также:

Выиграй билеты на спектакль "ЧелоВека"

Мультимедийный фестиваль «Осень#» в ЦСИ

Медиа-опера в ГЭЗ-21

Комментарии

Читать на эту тему

Bali Fashion Week
  • 24 августа 2008

Bali Fashion Week

WHO’S NEXT
  • 29 августа 2008

WHO’S NEXT

Реклама