Фестиваль бразильского кино

Фестиваль бразильского кино

8 - 14 октября

Кинотеатр "35mm"

В кинотеатре "35 мм" пройдет Фестиваль бразильского кино

У новых бразильских фильмов есть лейтмотивы: семья, бизнес, секс – темы, которые волнуют любое общество и любую кинематографию. Но никто, кроме бразильцев, не берется за их воплощение столь же ярко и легко. И потому у всех фильмов фестиваля есть два ключевых слова: музыка и страсть.

Опять вверх тормашками! / De Pernas Pro Ar 2

Бразилия 2012, 100 мин.

Режиссер Роберто Сантуччи

В ролях: Ингрид Гимараеш, Бруно Гарсиа, Мария Паула, Эриберту Леан, Дениза Вейнберг, Кристина Перейра

Всё началось два года назад – с комедии «Вверх тормашками» (De Pernas Pro Ar, 2010). Её героиня Алиса, заработавшаяся на своём топ-менеджерском посту, совсем забыла о радостях плоти и чуть не поплатилась за эту забывчивость семейным счастьем.

В Бразилии фильм вышел в прокат под Новый год, стал хитом и почти превратился в нечто столь же любимое и родное, как «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) в России. Продолжение, сделанное ещё азартнее и веселее, не заставило себя ждать. Совместное дело Алисы и Марселы процветает – в Рио открыт уже сотый шоп SexDelícia. Но обморок во время вечеринки – не шутки: Алисе снова необходимо расслабиться. А как, когда у отчаянных эмансипированных героинь новая цель – американский рынок! Женские тела, скованные строгими офисными костюмами, – проблема, не знающая границ.

Пока удача не разлучит нас / Até quea Sortenos Separe

Бразилия 2012, 104 мин.

Режиссер Роберто Сантуччи

В ролях: Леандро Хассум, Даниэлла Винитц, Кико Маскаренас, Рита Элмор, Айлтон Граса, Родриго Сантана

Молодой тренер Тино счастливо женат на милой Джейн, но небогат – так, перебивается мелочевкой. Пока удача не совершает зигзаг: молодожёны выигрывают в спортлото.

Бодрая городская комедия от автора дилогии «Вверх тормашками» (De Pernas Pro Ar) посвящена семье и бизнесу – двум золотым слонам, на которых зиждется современное общество. И ещё двум генеральным моделям поведения: люди, придерживающиеся первой, верят в цифры; люди, действующие согласно второй, верят в гедонизм. Мудрый комедиограф Сантуччи находит гармонию посредине.

Искусственный рай / Paraísos Artificiais

Бразилия 2012, 96 мин.

Режиссер Маркус Прадо

В ролях: Наталиа Дилл, Люка Бьянчи, Ливия Де Буено, Бернардо Баррето, Сезар Кардадейро, Дивана Брандау

Нандо только что вышел из тюрьмы, дома его ждут младший брат и мать. Нандо с другом зажигает в амстердамском клубе, красотка-диджей Эрика узнаёт в парне соотечественника, Нандо и Эрика занимаются сексом под экстази, дома Эрику ждёт младенец. Эрика едет в автобусе на рейв в Ресифи (бразильский аналог Ибицы), попутчик говорит о пейотле, с Эрикой её лучшая подруга, впереди – небо, ветер, солнце, пляжи и смерть...

Секс, наркотики и рейв – сильнодействующие составляющие, что не мешает фильму оставаться лирическим паззлом, в который складываются эпизоды об эфемерных путешествиях красивых людей-мотыльков по рукотворным райским местам.

Награды и фестивали:

Кинофестиваль в Ресифи – лучшая женская роль второго плана, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучший звуковой монтаж

Вдоль дороги / À Beira do Caminho

Бразилия 2012, 100 мин.

Режиссер Брино Силвейра

В ролях: Анжелу Антонио, Джоао Мигель, Винициус Наскрименто, Дира Паис, Людмила Роза

Жоан и Дуда – дальнобойщик и беспризорник, сведенные озорницей судьбой. Суровый водила, обнаруживший малолетнего чужака в кузове своей фуры, мечтал сбагрить мальчишку властям или полиции – но не вышло, в мелких населенных пунктах, мимо которых пролегает маршрут, с шерифами проблема. Пришлось путешествовать вдвоём, и первоначальная неприязнь скоро сменилась взаимной симпатией.

Пронзительный роуд-муви, воскрешающий в памяти коллизию нашей «Судьбы человека» (1959), не грешит излишней сентиментальностью. Всё здесь в меру, всё со вкусом – даже шофёрская мудрость: все события комментируют надписи на фургонах дальнобойщиков. Такого вот рода: «Жизнь – это искусство рисования без ластика». Да, просто, наивно, но ведь не поспоришь.

Награды и фестивали:

Кинофестиваль в Ресифи – лучший фильм, лучшая мужская роль, лучший сценарий, лучшая женская роль второго плана, приз зрительских симпатий как лучшему фильму

Гонзага: от отца к сыну / Gonzaga – De Pai Para Filho

Бразилия 2012, 120 мин.

Режиссер Брино Силвейра

В ролях: Нивалдо Эспедито де Карвальо, Жулио Андраде, Оливия Араужо, Силвия Буарке, Сириа Коентро, Нанда Коста, Сесилия Дасси

Если сдержанная мелодрама Брино Сильвейры «На обочине» (À Beira do Caminho, 2012) посвящена Роберто Карлосу, то этот фильм того же режиссера обращается к истории популярных бразильских музыкантов напрямую. Луис Гонзага – легенда популярной бразильской музыки, мастер традиционных фольклорных жанров севера страны и автор собственных песен, не чуравшийся проблем бедняков. В фильме он рассказывает о своей жизни сыну, тоже певцу – и этот подробный рассказ для пристрастного слушателя помогает Гонзаге и его потомку Гонзагинье восстановить прерванные отношения...

Этот добротный биографический кинороман подкупает достоверностью: кажется, каждый кадр в нём выполнен в согласии с аутентичными музыкальными ритмами. История страны, история семьи – всё сплетается в единый узор. Но главное даже не это, а теплота интонации. Про такие фильмы говорят: сделаны сердцем.

Награды и фестивали:

Премия ассоциации критиков Сан-Паулу – лучшая мужская роль

Звуки вокруг / O Som ao Redor

Бразилия 2013, 131 мин.

Режиссер Клебер Мендонича Филхо

В ролях: Ана Рита Гуржель, Кайо Алмейда, Ирандир Сантос, Маевэ Жинкингз, Дида Майа, Фелипе Бандейра, Густаво Жан

В центре этой урбанистической комедии – жизнь одного квартала, прилегающего к новым, нарядно разноцветным районам небоскребов в городе Ресифе. Парковка, детская площадка, лестничная клетка – география из стекла и бетона строга. Что здесь слышно? Голоса, музыку, скрежет металла, собачий лай – обычные соседские шумы. Здесь и живут обычные люди, похожие на ваших друзей и соседей. И обычный, в общем-то, инцидент – кража магнитолы из автомобиля – оказывается переломным моментом для всех героев густонаселенного фильма.

Тонкая картина ненавязчиво и убедительно показывает, как любая мелочь – да хоть футбольный мяч, залетевший в чужое пространство, – меняет вашу жизнь. Что уж говорить об охранниках, нанятых для защиты квартала от злоумышленников. Получается замечательная комедия о человеческом общежитии, анекдотический перифраз марксистско-ленинского постулата о том, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Награды и фестивали:

Номинация на премию Британского института кино – приз Sutherland Trophy

CPH:PIX – гран-при

Кинофестиваль в Грамаду – лучший режиссер, лучший звуковой монтаж, приз жюри, приз зрительских симпатий

Фестиваль латиноамериканских фильмов в Льейде– лучший сценарий, специальный приз жюри

Международный фестиваль фильмов Латинской Америки, Африки и Азии в Осло – приз FIPRESCI

Международный фестиваль в Рио-де-Жанейро – лучший фильм, лучший сценарий

Международный кинофестиваль в Роттердаме – приз FIPRESCI

Международный кинофестиваль в Сан-Паулу – лучший бразильский фильм

Кинофестиваль в Сиднее – участник программы

Рио 2096: любовь и ярость / UmaHistóriadeAmoreria

Бразилия 2013, 98 мин.

Режиссер Луис Болоньези

Анимационный

Родившийся в 1566 году Абегар – избранник богов, бессмертный воин, обладающий даром летать. Высшие силы дали ему эту сверхчеловеческую способность, чтобы хранить и защищать свой народ, но грош цена была бы этому дару, если бы не бессмертная любовь героя к прекрасной Джанаине...

Анимационный аналог «Аватара» (Avatar, 2009), такой же амбициозный и эпический, впечатляет и живописными находками, и драматургической наглостью: это надо же, на что отважился режиссер – уложить в небольшой полуторачасовой отрезок мультфильма для взрослых многовековую историю Бразилии. Да еще и проложить мост в ближайшее антиутопическое будущее. Вышло виртуозно.

Награды и фестивали:

Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси – лучший фильм

Жила-была я, Вероника / Era Uma Vez Eu, Verônica

Бразилия 2012, 91 мин.

Режиссер Марсело Гомес

В ролях: Эрмила Гуэдес, Джоао Мигель, Маевэ Джинкингз, Карина Бур, В. Ж. Солха

Фильм открывает бесстыдная и невинная, живая, естественная как вода и воздух сцена группового секса на океанском пляже. Но это – грёза, фантазия, не имеющая прямого отношения к существованию заглавной героини, ведущей скромную и спокойную жизнь со стариком-отцом. Нет, в её жизни есть мужчина, есть секс, есть мечта – исцелять людей, и язык не повернётся назвать эту жизнь заурядной или бессмысленной...

Марсело Гомес – один из самых интересных бразильских режиссеров наших дней – создаёт оду повседневности; его фильм, в названии которого присутствует сказочный зачин, упивается каждым будничным мгновением. В конце концов, грань между сказкой и реальностью зыбка. И кино придумано для того, чтобы её размывать.

Награды и фестивали:

Национальный фестиваль бразильских фильмов – лучший фильм, лучший сценарий, лучшая мужская роль второго плана, лучшая музыка, лучшая операторская работа

Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне – премия «Горизонты»

Премия ассоциации критиков Сан-Паулу – лучшая женская роль

Продается или сдается в аренду / Vendo ou Alugo

Бразилия 2013, 88 мин.

Режиссер Бетси Де Паула

В ролях: Мария Ассунсан, Силвия Буарке, Никола Лама, Дэйзи Лусиди, Андре Маттос, Педро Монтейро

В этом большом и шумном доме бьются только женские сердца: здесь живут Мария Алиса, её бодрая (и немного сумасбродная) мать, взрослая дочь и вполне самостоятельная внучка. Главная проблема маленького женского царства, состоящего из представительниц разорившейся аристократии, – финансовая. На какие только хитрости не идет Мария, чтобы её решить. Включая крайнюю меру – продажу дома. Но найти покупателя непросто: особняк расположен у самого входа в фавелы, а о бразильских фавелах, их зловещем блеске, беспредельной нищете и смертельной опасности ходят легенды по всему свету. Однако безвыходных положений не бывает – и настоящее веселье начинается, когда Мария узнаёт, что, похоже, её предложение может кое-кого заинтересовать...

Эта комедия похожа на Рио – шумная, жаркая и пенистая, как морской прибой. Но она не только о городе, полном контрастов, социальных условностях и авантюрном духе. В первую очередь, это кино о женской натуре. Его горячие героини верят в чудодейственную силу фигурок святых, судьбу и удачу; они не сдаются никогда; не будь их – не было бы никакого Рио-де-Жанейро. Да что там, именно такие женщины заставляют крутиться всю планету Земля.

Награды и фестивали:

Кинофестиваль в Ресифи – лучший фильм, лучшая женская роль, лучший режиссер, лучший монтаж, лучшая музыка, лучший сценарий, лучшая мужская роль второго плана, лучшая женская роль второго плана,приз зрительских симпатий как лучшему фильму

Комментарии