Выставка "Наталья Гончарова. Между востоком и западом"

Выставка "Наталья Гончарова. Между востоком и западом"

с 16.10 по 16.02

Государственная Третьяковская галерея

Крупнейший проект нового выставочного сезона Третьяковской галереи посвящен творчеству Наталии Сергеевны Гончаровой (1881–1962) – самой знаменитой русской художницы, одной из наиболее ярких и определяющих фигур в искусстве ХХ века

Настоящая выставка, сопоставимая по полноте и значимости с масштабной персональной выставкой Гончаровой 1913 года, призвана показать лучшие, эталонные произведения художницы разных периодов и направлений, создать целостное представление о творческом пути важнейшей представительницы искусства авангарда.

В истории русской культуры Гончаровой принадлежит особая роль: она отстаивала национальный путь и национальные истоки русского авангарда. Гончарова искала источники вдохновения в формах народного примитива и языческих культур, видя движение в будущее через погружение в прошлое.

На выставке будет представлено около 400 произведений 1907–1959 годов: живописные работы, эскизы к знаменитым спектаклям Русских сезонов в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, редкие книжные иллюстрации. В состав экспозиции войдут произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой (в том числе, огромным парижским наследием художницы, поступившим в Галерею в 1989 году), а также из 16 отечественных музеев, 10 российских и зарубежных частных собраний. Среди партнеров проекта – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей современного искусства города Парижа, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделик-музей (Амстердам), «ABA Gallery» (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялись в нашей стране.

Зрителя ждут многие открытия. Впервые в России (после выставок 1913–1914 годов) будет полностью представлен программный цикл «Жатва» (1911); привлечет внимание декоративный фриз и эскизы оформления парижского особняка С.Кусевицкого (1922); в первый раз после 1926 года воссоединятся части полиптиха «Испанки» (1923–1926), одна из которых принадлежит собранию Третьяковской галереи, а четыре другие – музеям Парижа; одно из центральных мест в экспозиции займет панно «Осенний вечер. Испания» (1922–1928. ГТГ).

Выставка станет новым этапом в изучении творчества одной из «амазонок авангарда» и познакомит широкую публику с новаторским искусством выдающейся представительницы знаменитого рода Гончаровых.

Комментарии