«Искусство, с которым я живу». Из собрания Михаила Барышникова

«Искусство, с которым я живу». Из собрания Михаила Барышникова

с 23.10 по 19.01

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Впервые в России в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина представлена художественная коллекция выдающегося танцовщика XX века, хореографа, актера и коллекционера Михаила Барышникова

Многие годы Михаил Барышников является другом музея. В декабре 2005 – январе 2006 в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла выставка фоторабот М. Барышникова «Moment in Time – Михаил Барышников: фотографии» и выставка 28 акварелей Максимилиана Волошина из его собрания, которая была передана в дар Отделу личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Нынешняя выставка организована по инициативе президента ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой. Спонсором выставки является ABA Gallery, New York, президент Анатолий Беккерман.

Коллекцию графических работ Михаил Барышников собирал на протяжении последних двадцати пяти лет. Искусство движения – вот тот эстетический стержень, вокруг которого маэстро строит свое собрание. Сцена «вылепила» жизнь Барышникова. Закономерно, что он выбирал в качестве объекта коллекционирования произведения, связанные с театром: эскизы декораций и костюмов для спектаклей, изображения репетиций и премьер, портреты известных театральных деятелей. Интересующие Барышникова виды графики (карандашный рисунок, акварель) сами по себе являются воздушными и бесплотными, зыбкими и полупрозрачными; они далеки от репрезентативных портретов XIX века и современных перегруженных мультимедийных инсталляций. Как пишет известный американский специалист по русскому искусству Дж. Э. Боулт, «М. Барышникову больше по вкусу намек, а не иллюзия, изящество, а не тяжеловесность». Поэтому работы Александра Бенуа являются краеугольным камнем коллекции (эскизы декораций к балетам «Щелкунчик» и «Жизель») и пленяют зрителя своей утонченностью и сдержанностью, становятся метафорами танца – светлого, гармоничного, как движения самого Барышникова в балете «Аполлон» или «Блудный сын» и других постановках.

Подобно разнообразному и меняющемуся репертуару мастера, его коллекция универсальна: она объединяет творчество русских, французских и американских художников XX века, произведения различных стилей и направлений: авангард – «Прохожие» (ок. 1907) Наталии Гончаровой, «Аполлинер и Дягилев» (сер. 1910-х) Михаила Ларионова, «Проект театрального костюма» (1913) Александра Хвостенко–Хвостова, эскизы костюмов Сергея Судейкина; сюрреализм – внутренние пейзажи Павла Челищева – «Голова» (1944) и др., творчество советских художников–нонконформистов – «Разговор» (1957) Александра Арефьева, «Вот это Танец» (1978) Михаила Шемякина, две «Абстракции» конца 1950-х Анатолия Зверева. В особый раздел экспозиции выделен современный сценический дизайн – эскиз костюма для оперы «Кармен» Антони Клаве, эскизы декораций к кинофильму «Каин XVIII» (1962) Валентина Доррера, эскиз занавеса для балета «The Mollino Room» (1986) Дэвида Салле и др. Особой гордостью коллекции являются работы Рауля Дюфи и Жана Кокто.

Всего на выставке представлено около 100 произведений, среди которых графические работы и три живописных произведения: «Прохожие» (ок. 1907) Наталии Гончаровой, «Портрет» (1969) и «Голова» (2000) Олега Целкова.

Выставка «Искусство, с которым я живу» из собрания Михаила Барышникова – это отражение судьбы самого коллекционера, его эстетических предпочтений и интересов, свидетельство вкуса и творческого гения ее создателя.

В 2013 году он передал свою коллекцию в фонд Baryshnikov Art Center, который является реализацией его давней мечты – создать в Нью-Йорке центр искусств для проведения встреч творческих людей всех направлений из разных стран.

Комментарии