Йонас Мекас. Проект 365 дней

Йонас Мекас. Проект 365 дней

с 25.12 по 25.02

Лофт-проект «Этажи»

Выставка №6 в рамках проекта «В поисках образа» — цикла выставок молодых художников, занимающихся визуальным искусством и находящихся в постоянном поиске новых форм и значений.

«Проект 365 дней» - чистый эксперимент: как для режиссёра и зрителя, так и для всего процесса работы и самого видео-формата. Зафиксированная с конца 1980х по 2007 год повседневность была поставлена режиссёром на «конвейер»: лица, события, переживания, посвящения друзьям живущим и друзьям ушедшим, смена времён года, еда, вечеринки, путешествия, концерты и кино-презентации… В одном из интервью в 1997 году Мекас так описал свои фильмы: «Я должен реагировать вместе с моей камерой. Взаимодействовать и реагировать. Может быть, я выберу всего лишь одну-две минуты, а, может быть, даже несколько секунд, из этой ситуации. Тогда они становятся отдельными, небольшими песнями, которые я затем соединяю вместе. Каждая из них обладает завершённостью, и поэтому их можно рассматривать как серии коротких поэм или песен о том, как я прохожу по жизни». И если в его других работах эти поэтические кино-отрывки были «нанизаны на нить» авторского повествования, то в этом проекте они остаются разомкнутыми, сохраняя свою изначальную спонтанность и фрагментарность.

«Проект 365 дней» был задуман Йонасом Мекасом в 2006 году и заключался в том, что каждый день на протяжении целого года художник создавал один коротенький фильм и выкладывал его на веб-сайт галереи. В день выхода работы любой пользователь мог посмотреть её бесплатно, а во все последующие дни фильмы можно было скачать к себе на телефон, компьютер или другой гаджет за два доллара. Таким образом, расстояние между автором и зрителями было сокращённо с помощью технологии, а растянувшийся во времени процесс позволил провести марафон кино-производства и зрительского кино-поглощения.

Проект Мекаса как всегда ставит вопрос: а что такое кино сегодня? и что считать таковым? Блокбастер с миллиардным бюджетом и многомесячным производственным циклом, а также целой индустрией меморабилии, которая, собственно, и приносит доход прокатчикам? Или снятая-днём-смонтированная-вечером-показанная-ночью видео-рефлексия? Безусловно, они отличаются и по форме, и по содержанию, и по способу производства и дистрибуции, и по отношению автора к своему произведению. Выбирая видео-формат, Мекас апеллирует к таким расхожим понятиям, как «мастерство», «скорость», «трудолюбие», «вдохновение», «дисциплина», «целеустремлённость»… и доводит их практически до абсурда, заставляя себя создавать кино каждый день. При этом, он сохраняет верность себе и своему призванию поэта, воспевающего повседневную жизнь, и отдающего предпочтение только ей, несмотря на её однообразие и скуку. Его небольшие видео-поэмы не могут быть провальными априорно, как не может быть провальной сама жизнь.

Куратор — Маша Годованная

Время работы: будни - с 12:00 до 22:00, выходные - с 10:00 до 22:00

Вход свободный

Комментарии