Лекция Ирины Кулик «Чарльз Рэй – Михаэль Борреманс»

Лекция Ирины Кулик «Чарльз Рэй – Михаэль Борреманс»

27 Июля Ср

Музей современного искусства «Гараж»

Вход: от 0 рублей

В очередной лекции цикла «Несимметричные подобия» Ирина Кулик расскажет о художниках, активно апеллирующих к классической скульптуре и живописи, переосмысляя традицию и делая ее по-новому актуальной.

Американский скульптор Чарльз Рэй (р. 1953) родился в Чикаго, живет и работает в Лос-Анджелесе. Там же, в Калифорнии, в начале 1980-х прошли его первые персональные и групповые выставки, и уже почти сорок лет Рэй преподает в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Большинство скульптурных работ Рэя включают или изображают человеческое тело. Выполненные из современных материалов (сталь, алюминий, стеклопластик), но представляющие собой обнаженную натуру в классических позах, многие из них напоминают античные статуи. Когда-то Рэя особенно впечатлил один из куросов –греческих статуй юношей периода архаики, – выставленных в Метрополитен-музее. Его собственные куросы, со свойственной им симметрией, фронтальностью и характерной улыбкой, отсылают именно к этой, ранней традиции, испытавшей влияние древнеегипетской эстетики. В других работах Рэй комментирует более поздние периоды в истории жанра, в частности геометрические формы и простые цвета минимализма 1960-х и Энтони Каро. А начиная с 1990-х он создал ряд фигур-манекенов, включая знаменитую Fall’91 (1992) и натуралистичный автопортрет в собственный рост. Рэй также создает крупногабаритные инсталляции, паблик-арт и рисует цветы.


Михаэль Борреманс (р. 1963) – современный бельгийский художник, получивший художественное образование в Генте, где продолжает жить и работать. Он создает преимущественно живописные и графические произведения, а также снимает фильмы. В технически безупречных и одновременно завораживающих картинах Борреманса – особенно портретах и натюрмортах, которые он пишет по собственноручно сделанным фотографиям или кинокадрам, – очевидны черты европейской жанровой живописи различных эпох. Это могут быть переклички с Эдуардом Мане или Рембрандтом, прямые или менее явные. Однако помимо стилевых аллюзий и ностальгии визуальность Борреманса часто вызывает дискомфорт и чувство тревоги. Как заметил критик журнала ArtReview Мартин Херберт, «она исполнена противоречий, юмора, ужаса и красоты», соседствующих друг с другом. Манеру художника также отличает театральность и постановочность сюжетов. Размышляя об истине и способах ее репрезентации, Борреманс часто упоминает театр и кино, в которых достоверность обратно пропорциональна количеству искусственных приемов – декораций, костюмов, актерской игры и других драматургических условностей. Крупнейшая сольная ретроспектива художника прошла в 2014–2015 годах в Брюсселе, Тель-Авиве и Далласе.


Ирина Кулик – арт-критик, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке.

Полное расписание цикла «Несимметричные подобия» смотрите здесь.

Комментарии