Фестиваль немецкого кино
  • 12.12.06
  • 657

Фестиваль немецкого кино

С 8 по 17 декабря в Доме кино проходит 6 по счёту фестиваль немецкого кино. В программу 2006 года вошли лучшие фильмы последних 2 лет, тематически и жанрово разнообразные.



В эти дни можно увидеть как работы известных немецких режиссеров, таких как Михаэль Верховен или Андреас Дрезен, так и студенческие короткометражки, отобранные для премьерного показа на Каннском фестивале. Будут и картины, посвященные болезненным для Германии историческим темам (документальные «Скелет в шкафу», «Неизвестный солдат», драма «ХХ/7 агент»), и куда более легкомысленные ленты.


Открыл фестиваль фильм Криса Крауса «4 минуты», призёр фестивалей в Шанхае и Рейкьявике. Это кино о том, как в тюрьме учатся музыке. Учитель – 80-летняя лесбиянка Труда Крюгер - еще со времен мировой войны играет на фортепиано для заключенных и надсмотрщиков. С тех пор в ее жизни изменилось только одно: в последние месяцы войны казнили её любовницу–коммунистку. Во всем остальном ее мир как бы остановился во времени. Как-то раз 20-летняя девушка, осужденная за убийство, приходит к ней брать уроки.

Фройлейн Крюгер оценила ее талант, и Дженни, плебейке, убийце, все мотивы которой наперед истолкованы тюремщиками, была оказана неслыханная честь. Ей было предложено сыграть в настоящую социальную игру – поучаствовать в конкурсе, наряду со стипендиатками и отличницами. Избиение охранника, ярость при виде прилизанных, трепещущих юных дарований, попытка убийства сокамерницы, грязное тело и разбитые в кровь руки – все было прощено Дженни ради ее дарованья.


Или по какой-то другой причине? Может быть потому, что фройлейн Крюгер все время помнит ту, повешенную коммунистку, которая знала, что значит любить и ненавидеть, может быть потому, что учительница музыки всю жизнь пыталась безуспешно понять, за что ее женщину убили те, в правомерности действий которых она ничуть не сомневалась. Может быть, бешенство Дженни что-то напомнило ей, и надсмотрщик, так похожий на наци, также чует угрозу, исходящую от Дженни?


Фройлейн обещает Дженни, что научит ее технике игры, подготовит к конкурсу, но не станет пытаться воспитать ее. И Дженни готова стать рабыней фройлейн Крюгер, покорно играть долгими часами те мотивы, которые хотят слышать ее мучители, поблескивая драгоценностями в роскошных театральных ложах. Слышать в достойном их слуха виртуозном исполнении. Но вот последние четыре минуты, отпущенные Дженни перед арестом в финале конкурса. Дженни выходит на сцену и начинает играть. Шуберта. Но потом – стоп – и начинается бешеный, чудовищный ритм, вместо изысканной музыки для эстетов – ярость зверя в клетке, предсмертный крик, чудовищно внятный запретный мотив, в какой-то момент как две капли воды похожий на последний танец Танцующей в темноте из фильма фон Триера.


Рита

Комментарии

Читать на эту тему