Призраки Гойи / Goya's Ghosts
  • 15.05.07
  • 684

Призраки Гойи / Goya's Ghosts

Режиссёр: Милош Форман
Сценарист: Жан-Клод Каррьер, Милош Форман
В ролях: Натали Портман, Хавьер Бардем, Стеллан Скарсгард, Рэнди Куэйд, Бланка Портильо, Мишель Лонсдаль, Хосе Луис Гомес, Мабель Ривера, Саймон Андре, Скотт Клевердон
Производство: Испания, 2006
Жанр: драма


Испанский живописец Франсиско Гойя вошел в историю как человек прогрессивных взглядов, засвидетельствовавший на своих полотнах такие значимые для Испании события, как правление недалекого Карла четвертого, вторжение французских войск, оккупация страны, революция. Будучи женатым на сестре придворного портретиста Байе, Гойя, однако, не мог обойти вниманием придворных дам. Самой желанной стала юная герцогиня Альба. Их связь длилась много лет, а в перерывах между любовными утехами Альба позировала Гойе, и не без успеха (самые знаменитые полотна того периода - "Маха обнаженная", "Маха в одежде"). Позже художник расплачивался за грехи бурной молодости мучившим его сифилисом и умер в полном забвении.


Я все это к тому, что Милош Форман, автор биографических, оскароносных картин "Амадей", "Народ против Ларри Флинта", "Человек на Луне", будто бы творил здесь правой пяткой. Его Гойя, которого играет любимый Триером Стеллан Скарсгард получился настолько безликим и бесформенным (к слову сказать, он еще и лицо второго плана), будто в его жизни помимо пары событий и того факта, что он однажды по непонятной причине оглох, больше ничего не происходило. С одной стороны, оно и понятно, призвание художника - писать картины, что ему до большой политики, и не нам, по сути, судить о его личной жизни; с другой, - зачем же тогда вообще о нем фильм снимать? Ну, и Бог с ним, Гойей, в конце концов, остается немало интересных персонажей. Сюжет фильма не пересказать в двух словах. Все начинается с того, что духовное лицо по имени Лоренцо (Хавьер Бардем), портрет которого Гойя пишет за деньги, подталкивает братьев Святейшей палаты к возвращению жестокостей пытки во имя усмирения инакомыслящих. Он торжественно обещает проследить за претворением "законов Божьих" в жизнь, а одной из первых жертв инквизиции становится муза художника Гойи, красавица Инес (не путать с реально существовавшей, вышеупомянутой Альбой). Она на свою голову предпочла фасоль жареной свинине в таверне, посему признана иудейкой и должна быть приговорена к суду. Ее еще могут спасти деньги помноженные на изобретательность отца, выбивающего из Лоренцо подпись под словами "я смесь ублюдка и шимпанзе". Жаль, но у священника свои планы. Вяло пытается вникнуть в суть происходящего сам Гойя, как вдруг на экране возникает надпись: прошло пятнадцать лет.


От перевоплощения в мыльную оперу фильм спасает разве только визуальная насыщенность, игра Хавьера Бардема, да операторская работа Агирресаробе ("Море внутри"). Натали Портман играет здесь сразу трех женщин, и убедительней она почему-то в образе седовласой перекошенной старухи. Не исключено, что здесь срабатывает любопытство желтой прессы: какая она - обезображенная Портман?


Пожалуй, лучшее в фильме - титры, сопровождаемые хорошей музыкой, но главное, - офортами и картинами великого Гойи. Тут уж действительно есть на что посмотреть.


Нина Асташкина.

16.05.2007



Фильм «Призраки Гойи / Goya's Ghosts», режиссер Милош Форман, рецензия

Фильм «Призраки Гойи / Goya's Ghosts», режиссер Милош Форман, рецензия

Фильм «Призраки Гойи / Goya's Ghosts», режиссер Милош Форман, рецензия

Фильм «Призраки Гойи / Goya's Ghosts», режиссер Милош Форман, рецензия


Также читайте в журнале BE-IN:

Выставка «Реакция на раздражение» в ФотоДепартаменте

Пьер и Жиль в России: конец беспечной эпохи.

Не хочу спать одна / Hei Yan Quan

Комментарии

Читать на эту тему