17-й фестиваль «Послание к человеку»: войны и ЖЗЛ
  • 28.06.07
  • 290

17-й фестиваль «Послание к человеку»: войны и ЖЗЛ

Несколько дней назад подвели итоги традиционного недельного фестиваля документальных, короткометражных и анимационных фильмов «Послание к человеку»


17-й фестиваль «Послание к человеку»: войны и ЖЗЛСреди 24 документальных, 14 анимационных фильмов и 25 короткометражек, отобранных в международный конкурс (из 1854 представленных лент, из 74 стран), поразило внушительное количество кино о войне во всевозможных формах, а также биографических картин (о жизни и судьбе разнообразнейших селебритиз - от Пикассо до Сергея Шнурова).


Что касается войны, то на тему её отображения в современном кино даже устроили «круглый стол» - с участием журналистки Марианны Бакониной и режиссёра-документалиста Валерия Тимощенко, представившего фильм «Два комбата» о чеченских войнах. Разговор вёлся в мирном, несколько снотворном русле: «Где проходит грань этически дозволенного в изображении натуралистических подробностей войны?...», «Как писала Сьюзен Зонтаг…», «Друзья, давайте всё же вернёмся к обсуждении проблем киноязыка…» и т.д. Вялотекущую интеллигентскую дискуссию скандализировала съёмочная группа свежего отечественного анимационного фильма «Вышел немец из тумана» - в котором Гитлер поминутно пускается в пляс, маршал Жуков перманентно пьян, а война представляет собой возмутительный балаган. Аниматора и постановщика дружно обвинили в цинизме и халтуре, они в ответ несли остроумную околесицу. Несмотря на здоровое оживление в финале «круглого стола», скандальный мультфильм – невозможная всё-таки клюква.


Самые адекватные и впечатляющие, по-моему, высказывания на магистральную тему фестиваля касаются скорее последствий фундаментального безумия войны «всех против всех». Выделю часовой документальный фильм «Мои друзья», снятый живущей в Голландии боснийкой сербского происхождения Лидией Зеловик-Гокьян. Неотменимый кошмар югославской бойни 90-х показан здесь через встречу в Сараево, после десятилетней разлуки, четырёх подруг, которых война заставила оказаться в противоположных краях «цивилизованного мира».


Кроме основной программы, 17-ое «Послание к человеку» включало в себя две посвящённые России программы неигрового кино («Окно в Россию» и «Многоликая Россия»), несколько специальных программ, а также традиционные ретроспективы выдающихся кинематографистов (на этот раз - Владимира Кобрина, Ежи Гофмана, Гарри Бардина).


Итоги же основного конкурса фестиваля «Послание к человеку» жюри под председательством Константина Лопушанского (автора, в частности, перестроечного апокалипсиса «Письма мёртвого человека») подвело такие:

Гран-при «Золотой кентавр» в этом году получил Александр Петров за анимационный фильм «Моя любовь». В основе сценария - история ожидания первого яркого чувства гимназиста Антона из романа И. Шмелева "История любовная".

17-й фестиваль «Послание к человеку»: анимационный фильм «Моя любовь»

В категории «Лучший документальный короткометражный фильм» победил фильм Александры Стреляной «Сарафан», рассказывающий о старинных таинствах русских свадебных обрядов.
17-й фестиваль «Послание к человеку»: фильм «Сарафан»

Лучшим полнометражным документальным фильмом назвали фильм норвежца Беата Арнестада «Моя дочь – террористка» - политкорректный рассказ о девушках-шахидках из группировки "Тигрицы Тами".
17-й фестиваль «Послание к человеку»: фильм «Моя дочь – террористка»

Лучшим дебютом признано 40-минутное синема вэрите поляка Бартека Конопки «Трое на усыновление» о том, как трое детей неизлечимо больной матери сбегают от усыновителей.
17-й фестиваль «Послание к человеку»: фильм «Трое на усыновление»

Лучшим режиссером короткометражного игрового кино жюри признало британского клипмейкера Саймона Эллиса и его фильм «Мягкий».
17-й фестиваль «Послание к человеку»: фильм «Мягкий»


Фестиваль «Послание к человеку», придуманный ещё в конце 80-х, остаётся единственным стабильным киносмотром в нашем городе. Главный мэссейдж «Послания…» - кино как размышление о текущем положении человека в мире – на поверку, при сопоставлении с пёстрой разноголосицей показываемых картин, кажется туманным, нечленораздельным стоном абстрактной человечности. Тем более, что одним из ярких эпизодов фестиваля был 4 года назад визит Лени Рифеншталь – идола всех адептов такой странной вещи, как «чистое искусство». Однако лёгкая маргинальность и отсутствие дикого количества звёзд – несомненный плюс «Послания к человеку» как серьёзного и гуманистического предприятия.


Артём Лангенбург
28.06.2007



Также читайте в журнале BE-IN:
Мужчины, которые счастливы
«Груз 200»
Stereoleto - ночь первая

Комментарии

Читать на эту тему