Товарищи по цеху или «Память полей»
  • 16.03.08
  • 1228

Товарищи по цеху или «Память полей»

Cкоро добрая часть питерских фабрик свернет свои производства и распахнет массивные ворота навстречу молодому искусству, - многие сейчас так шутят. И устроит там новые арт-пространства – вслед за московскими территориями: проектом «Фабрика», «Арт-Стрелкой», центром дизайна «Art Play» и «Винзаводом»


Летом 2007-го несколько человек сняли в аренду большие площади в здании Смольнинского хлебозавода и разместили здесь архитектурную студию, художественную галерею, шоу-рум и галерею дизайнерской одежды, редакцию журнала, а также традиционные офисы, за полгода завоевав свою, очень неслабую, аудиторию. Так возник петербургский лофт-проект «Этажи». «Этажи» снискали народную любовь непринужденной атмосферой вернисажей, проходящих в клубном формате, - нынешний сопровождался выступлением берлинских ди-джеев, - и по-европейски грамотным «пиаром», ненавязчивым и располагающим.

Молодое искусство Петербурга. Выставка. Лофт-проект Этажи


Высоченные потолки и кафельные стены нового зала площадью 700 м² на втором этаже. Нойз-атака трешеров ди-джеев. Ах, как шумно, жарко и душно! Почти как в плавательном бассейне. Как тут не вспомнить водичку. Многие художники ее и вспомнили. Санитарно-белый кафель ли навеял, или что иное? Вот она «память полей» - в самых прямых ассоциациях. Память о цехе. Кирпичики ржаного. Ростки, пробивающиеся из-под белых плиток. Прибавьте к пресловутому белому кафелю голубоватый мерцающий свет: вот и дно советского бассейна. Спускающаяся вниз к воде-проекции лесенка, схематичные пловчихи, каноническая разлиновка дорожек, резиновые шапочки. Ну, еще живые, брызгающие из распылителя девушки в купальниках, облитые как будто подводным светом. Целлофановая будка, где собраны предметы, привезенные с пляжей и сохранившие свой запах, так что в будке душно и гадко пахнет морем. Ну и дальше ассоциации: звуковые инсталляции в душе, тянущиеся из аудио колонок светящиеся нити - визуализация звука в темной кабинке… Много видео. Многое интересно, но нет смысла перечислять.

Самая, пожалуй, серьезная часть любой экспозиции – живопись. Ее тоже много. Художники разрабатывают тему телесности. Размышляют об освобождении духа от всего физического, временного, сковывающего. Показанные крупным планом фрагменты человеческого тела выступают из темноты четким рисунком драматической светотени. Мощные руки поддерживают торс и вот-вот готовы с ним расстаться. Кое-кто продолжает тему манекенов – неподлинных существ, синтезируемых цивилизацией, развивает тему времени в образах разрушающихся титанов. Вроде бы есть, над чем размышлять. Вот только аттракторов слишком много. Ходишь, вгрызаясь в жесткое яблоко, и не понимаешь, зачем так много? Фабричный цех объединил больше тридцати художников.

Молодое искусство Петербурга. Выставка. Лофт-проект Этажи


Любая новая форма быстро становится общим местом. Еще в прошлом году все без исключения питерцы, приезжавшие в Москву на бьеннале, восхищались Винзаводом. Что сейчас? Это распиаренное место, где собраны практически все главные галереи города, и никого уже им не удивишь. Манера показывать искусство-дизайн, и прочие продукты арт-индустрий в заводских пространствах, повсеместно практикующаяся в Европе уже более 20 лет, и теперь плотно утвердившаяся у нас, быстро перестала вызывать драйв. Все наскучивает. Любое новое качество формы. На то она и форма. Как произвести внутреннее качество? Какую новую формулу может произвести дух? Различим ли он вообще?

Хотя в сущности произведения искусства в заводском цеху смотрятся прекрасно, качественно, по-дизайнерски. Новое искусство, - возраст художников в большинстве - до 30, - в старом пространстве. Много места, много участников. «Первая за 10 лет масштабная выставка молодого искусства», - как говорит креативный директор «Этажей» Савелий Архипенко. В самом деле, лофт проект «Этажи» позволил реализовать молодым художникам действительно масштабный, по петербургским меркам, проект. Общая эйфория, поэтому вполне понятна. По словам Савелия же, «основная идея выставки – показать, что сейчас происходит в молодом искусстве города». Ну да, ну да. Рынок формировать нужно, это и понятно.

Молодое искусство Петербурга. Выставка. Лофт-проект Этажи


Ходишь, как по лунапарку, и трудно сосредоточиться. Кафельные стены выглядят где-то даже мощнее, чем все то, что выставлено. Подавляющая все чувства шумовая атака, устроенная ди-джеями, душный воздух… Еще бы только пара напустили! Что-то жужжащее, и со всех сторон обволакивающее, но не трогающее, по большому счету, чувств. Вот бассейн, вот разрушающиеся титаны, вот мощные руки, бросающие такое же мощное тело… Лунапарк! Очень не хватает серьезности и возможности быть ответственным за то, как ты смотришь и как воспринимаешь. Пустой бы, тихий чилаут посреди этой вечеринки с белыми стенами и одной единственной картиной, и пускать бы туда по одному: как-то отрезвляло бы и регенерировало способность воспринимать. Очередь бы выстроилась!

О большой групповой выставке всегда много говорят. Много говорят и на вернисаже, - больше чем смотрят. В одном помещении сложно устроить так, чтобы работы друг друга не перекрикивали, как на выставках советских времен, - по рассказам, конечно, - когда выставлялись все, кто жив и кто есть. Но тогда, не в пример дню сегодняшнему, такая возможность представлялась раз в год, в лучшем случае. Одним словом, странно выглядит это нагромождение. «Общая картина происходящего в Петербурге», - да, конечно. И все-таки хочется серьезности.

Выставка открыта с 7 марта 2008 – 7 апреля 2008, семь дней в неделю с 12 до 22 часов

Санкт-Петербург
Лиговский 74
лофт-проект Этажи

8 марта 2008
Юлия Виноградова (фотографии автора)



Читайте также в журнале BE-IN:
Новая нейтральность. Выставка фотографии «New look. New generation» в лофт проекте «Этажи»
Лофт

Комментарии

Читать на эту тему