Молодость без молодости/ Youth Without Youth
  • 18.06.08
  • 400

Молодость без молодости/ Youth Without Youth

Молодость без молодости/ Youth Without Youth, режиссер Френсис Форд Коппола. Рецензия на фильмРежиссёр: Френсис Форд Коппола
Сценарист: Френсис Форд Коппола
В ролях: Тим Рот, Александра Мария Лара, Бруно Ганц, Андре Хеннике, Марсель Юреш, Эдриэн Пинтеа, Александра Пиричи, Флорин Пирсич-мл., Золтан Бутук, Адриана Титьени, Дорина Лазар, Мэтт Дэймон
Производство: США-Германия-Италия-Франция, 2007
Продолжительность: 124 минуты


Занимавшийся долгое время продюсированием многочисленных родственников и потому подзабытый Фрэнсис Форд Коппола внезапно представил миру новую картину «Молодость без молодости», до того странную и неоднозначную, что и говорить-то о ней боязно. Одни оправдали авторский посыл старческим слабоумием, другие разглядели здесь новый виток гениальности, но наиболее точно, пожалуй, высказался обозреватель Detroit News, признав последний фильм Копполы-старшего «великолепной и интересной неудачей».

Разменяв седьмой десяток, автор «Крестного отца» решил доказать себе и зрителю, что он еще способен на великие открытия в области кинематографа и пошел совсем иным путем. Переписав роман румынского историка религии Мирчи Элиаде (ни одна из книг которого, к слову, не поддается внятному перенесению на экран), Коппола создал лишь только ему одному понятный сценарий и пригласил в помощники настоящего мастера монтажа Уолтера Мерча. Увы, даже Мерчу, сделавшему все и более от него зависящее, не удалось внятно передать весь абсурд задуманного труднопостижимого материала.

Молодость без молодости/ Youth Without Youth, режиссер Френсис Форд Коппола. Рецензия на фильм



1938 год. Семидесятилетний профессор лингвистики Доминик (Тим Рот) решает навсегда покончить с унылой жизнью, как вдруг в него попадает молния, и в следующий раз он откроет глаза уже не только живым и здравствующим, но и значительно помолодевшим. У него вырастут новые зубы, появится шепчущий на ухо о метафизике двойник и бесконечная тяга – цель затянувшейся жизни – к написанию невиданного досель Откровения о прожитом и таинственном. Вообще, после того, как сорокалетний теперь профессор впервые придет в себя (или кого-то другого?) на больничной койке, события замелькают со скоростью пулеметной очереди. Тут и добрый друг – лечащий врач, и стерегущие чудо-человека нацисты, обещающие встречу с Гитлером (но Гитлер все время занят чем-то более важным), и подставная любовница, и эпизодично зачем-то промелькнувший Мэтт Деймон. Как выясняется к концу первой половины фильма, все эти схематичные персонажи двигаются и говорят только для того, чтобы создать некий фон к воспоминаниям и движению времени.

Молодость без молодости/ Youth Without Youth, режиссер Френсис Форд Коппола. Рецензия на фильм



В книге «Священное и мирское» Мирча Элиаде пишет, что наша жизнь содержит особые, только нам известные моменты: сцены первой любви, незнакомые города, которые мы посетили в юности. Эти моменты отсылают к реальности по ту сторону нашего привычного существования и образуют некий предел, границу разделения двух сосуществующих в человеке миров. Коппола пытается воплотить эту идею на экран разными способами. Его Доминик постоянно возвращается мысленно к девушке, которую когда-то любил, а теперь в новом, видоизмененном состоянии встречает ее, тоже молодую и прекрасную, только с новым именем и бесконечными странностями. Помимо прочего, он работает над распознанием древних языков, которые любимая каждую ночь в припадках раскрывает, рассказывая, безусловно, о важном, но нам малопонятном.

Молодость без молодости/ Youth Without Youth, режиссер Френсис Форд Коппола. Рецензия на фильм



Совершенно изумительные, достойные отдельного внимания некоторые кадры и сцены, будь то перевернутые движущиеся картинки, маячащие в подсознании героя, или отражение лежащего на кровати Доминика в зеркале (демонстрация то ли рефлексии, то ли действительных бесед с душой-двойником), только на краткие мгновения восхищают и тут же исчезают за многослойностью повествования. Фильм полон ненужных нагромождений, попыток разобраться с вечностью и ухватить цикличность времени.

Следуя интуиции, избранному священному действу, Коппола словно сам выполняет обряд инициации – рисует историю себе и о себе, забывая мысль Элиаде об общедоступности мифа. Такое чувство, что весь материал «Молодости без молодости» – затянувшийся наркотический трип, по-своему занятный и удивительный, но все-таки сложный и скучный. Высказаться о потустороннем мало кому удавалось хорошо. И как нельзя более верно предложил поступать в таких случаях Людвиг Витгенштейн: «о чем невозможно говорить, о том лучше помолчать».


июнь 2008
Нина Асташкина


Читайте также в журнале BE-IN:
Вам звонит Градива. Рецензия на фильм
Контроль. Рецензия на фильм

Незнакомка. Рецензия на фильм

Комментарии

Читать на эту тему