Кино недели: "Красавица из трущоб" Майкла Уинтерботтома
  • 26.05.12
  • 1499

Кино недели: "Красавица из трущоб" Майкла Уинтерботтома

Болливудский жестокий романс, разыгранный всеядным британским режиссером на основе классического романа Томаса Харди. Плюс еще три фильма про любовь и бедность

19-летняя, божественно красивая Тришна (Фрида Пинто) живет с многочисленным семейством в бедной деревушке в индийском штате Раджастан (именем героини фильм и озаглавлен; российское прокатное название - трогательный попытка примазаться к успеху оскароносного "Миллионера из трущоб" Дэнни Бойла). Однажды она случайно встречает Джея (Риз Ахмед), живущего в Лондоне мажора, даже не владеющего хинди, - по настоянию отца-магната он приехал на родину, дабы управлять семейным бизнесом. После несчастного случая с собственным отцом Тришна принимает предложение Джея работать в его фешенебельном отеле, но их отношения, понятно, очень скоро перестают быть деловыми. Довольно долго он ведет себя хорошо, но в какой-то момент жизнь с прекрасной любовницей ему приедается, и патриархальная сущность, в данном случае совпадающая с буржуазной, в конце концов дает о себе знать.

Идею перенести действие классического викторианского романа Томаса Харди "Тэсс из рода д’Эрбервиллей" (который на сей раз подвергся аккуратному сокращению - например, муж героини ликвидирован как персонаж) в современную Индию нельзя считать пустым пижнонством. В нынешней Англии, где все-таки сохранились ошметки послевоенного "государства всеобщего благосостояния" и неимущие красавицы находятся под минимальным присмотром социальных служб, исконная любовно-классовая коллизия выглядела бы не так пронзительно, как в стране, где пропасть между богатыми и бедными огромна. Так что режиссер очевидно выбрал Индию не только с целью экзотизации, хотя есть за ним и такой грех.

Майкл Уинтерботтом известен широчайшим диапазоном художественных интересов и способностей: в его внушительной фильмографии есть бескомпромиссные социальные драмы в духе пролетарского реализма ("Поцелуй бабочки", "Генуя"), антивоенные полудокументальные памфлеты ("Добро пожаловать в Сараево", "Дорога на Гунатанамо", "Могучее сердце"), фантастическая антиутопия ("Кодекс 46"), инди-порно, оно же фильм-концерт ("9 песен"), превосходная летопись "манчестерской волны" от клуба Haçienda до рейвов ("Круглосуточные тусовщики"). Уинтерботтом, помимо прочего, свободным манером экранизировал произведения Харди и раньше: например, патологически мрачный роман классика "Джуд Незаметный" в фильме 1996 года с Кейт Уинслет.

Всеядность британского режиссера, его азартная готовность лепить какое угодно изделие из любой глины (в этом его может переплюнуть разве что равнодушный виртуоз Стивен Содерберг) как бы заранее снимает к нему часть претензий. Кое-что в "Тришне" сделано просто отлично: "живые" уличные съемки, эпизоды в бурлящем Бомбее, болливудский саундтрек, оммаж Болливуду в целом. Какие-то моменты - пресная игра главных артистов, ключевая сцена эротического танца героини под скорбную композицию Portishead - довольно унылы. Ну а тех, кому важно соблюдение духа и буквы литературного первоисточника, можно отослать к великому и безжалостному фильму Романа Поланского "Тэсс" (1979), с Настасьей Кински в заглавной роли.

Еще три фильма про любовь и бедность:

"Кулачное право свободы", режиссер Райнер Вернер Фассбиндер, 1975

История о некрасивом безработном циркаче-гее (в этой роли снялся сам режиссер), выигравшем в лотерею и по этом случаю временно принятому в богемно-буржуазный мюнхенский кластер и в постель неприятного бессердечного мажора. Один из наиболее беспощадных и отчаянных фильмов Фассбиндера.

 

"Любовники с Нового моста", режиссер Леос Каракс, 1991

Двое клошаров, нашедших пристанище под парижским Понт-Неф - алкоголик Алекс (Дени Лаван) и слепнущая Мишель (Жюльетт Бинош), в недавнем прошлом которой осталась совсем другая жизнь - на пороге распада обретают друг в друге ту самую любовь, почти невозможную и ничего в мире, казалось бы, не способную изменить. Причиняющий всамделишную боль и редкий восторг, хоть и при тринадцатом пересмотре, шедевр Каракса, чуть ли не последнего на сегодня великого кинематографического безумца.

 

«Не уходи", режиссер Серджо Кастеллито

Пронзительная и слезоточивая мелодрама о внезапно вспыхнувшей и продлившейся в течение долгих лет страсти обеспеченного хирурга к нищей иммигрантке. Претендующий на современное продолжение идеологии и эстетики итальянского неореализма фильм с необычайно негламурной и трогательной международной звездой Пенелопой Крус.

Не уходи, режиссер Серджо Кастеллито

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама