"Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова
  • 26.09.09
  • 304

"Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова

Жанр: трагикомедия.
Режиссер: Борис Хлебников
В ролях: Сергей Дрейден, Евгений Сытый, Анна Михалкова, Игорь Черневич, Александр Яценко.
Россия, 2009.

Гастарбайтер из белорусской деревни, рыхлый и не слишком настроенный на какую бы то ни было коммуникацию мужичок (Сытый), по приезде в Москву немедленно оказывается избит и раздет (вплоть до ботинок и носков) столичными жителями, после чего смиренно устраивается спать на лавочке. Его подбирает и тащит к себе жить интеллигентный пенсионер (Дрейден), живущий в «хрущобе» неподалеку - в прошлом простой советский инженер, а ныне – шизофреник, ведущий магическую (при помощи ножниц, калькулятора и непостижимого «чуда с уточками») схватку с всемогущим злом. Зло воплощено главным образом в личности страшного участкового милиционера (Черневич), который, судя по реакции коллег и характерному запаху замогильной гнили, исходящему от него, скорее всего, не вполне живой. Единственный человек, кто всерьез обеспокоен периодом обострения «Дон Кихота из Чертаново» - его пухлая добрая дочь (Михалкова), с переменным успехом заставляющая папу «пить таблетки».

Второй с половиной фильм Бориса Хлебникова (если не считать снятый в соавторстве с Алексеем Попогребским чудесный «Коктебель» и, напротив, считать его новеллу в альманахе «Короткое замыкание», выходящем в прокат в ноябре и уже вызвавшем кое-чью гневную отповедь после показа на последнем «Кинотавре») меньше всего вызывает желание встраивать разговор о нем в довольно надуманную дискуссию насчет «новой волны» отечественного кинематографа. То есть какие-то обязательные черты, объединяющие «Помощь» с целым рядом недавних русских кинокартин, имеются: мент как анти-герой нашего времени, принципиальное косноязычие персонажей (связно и грамотно тут временами говорит только свихнувшийся экс-инженер), сценарий Александра Родионова, наконец. Однако Хлебников переработал весь этот «фестивальный» тренд посредством какой-то дико своеобразной версии гиперреализма – равно далекой как от смутной живописной метафизики Хомерики, так и, например, от бодрого социального репортажа об «оборотнях в погонах» Алексея Мизгарева (прошлогодний к/ф «Кремень»)

«Сумасшедшая помощь» - пронзительное, страшное и смешное кино, где через бред и безумие лучше, чем как-либо еще, проступает та критическая уже степень одновременно абсурда и жестокости, в которое погружено российское общество – ну, или, по крайней мере, та его подавляющая часть, что никак не причастна к пресс-показам, арт-биеннале и клубу «Солянка». Режиссера после первого собственного полного метра («Свободного плавания») все кому не лень сравнивали с Аки Каурисмяки – тоже «экспортным» гуманистом-интеллектуалом, только финским. Новый фильм Хлебникова наводит на мысль, что сходство этих двух все-таки сильно разных художников не столько в приверженности средним планам, скудным диалогам, окраинам и маргиналам, сколько в очень ненарочитом, нетипичном для сегодняшнего кино и совсем не пессимистическом внимании к «малым сим», к безъязыким и обреченным на прозябание простым, как пять копеек, людям, живущим в соответствующем бесславном пространстве – будь то деградирующий завод, тоскливый поселок в глухомани или спальный район самого несуразного европейского мегаполиса.


Комментарии

Читать на эту тему