Молодые британские художники в Эрмитаже
  • 26.10.09
  • 1988

Молодые британские художники в Эрмитаже

Отсылающее к Оруэллу название выставки, «Новояз: британское искусство сейчас», отлично выражает ее суть: в одном из главных музеев страны до 17 января 2010 представлены 24 молодых художника – от новых традиционалистов до занятных провокаторов – объединяет их только одно: стремление придумать новый язык искусства. У некоторых он оказывается реанимированным старым

Выставка
Барри Райтгейт. "Настоящее, особое, очень живопись"

Это вторая большая выставка в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», придуманного сектором новейшего искусства во главе с Дмитрием Озерковым, с достойной целью поместить актуальные мировые арт-тенденции в тяжеловесный музейный контекст. «Новояз» –- также второй совместный проект Эрмитажа с Галереей Саатчи. Два года назад в Санкт-Петербурге с успехом прошла выставка «Америка сегодня». Надо сказать, молодые американские художники с большим основанием позволяли говорить о новом поколении «нулевых»: критического, по-настоящему «рассерженного» искусства в той экспозиции было больше, что неудивительно, учитывая традиционную влиятельность левых интеллектуалов в арт-системе США.

Выставка
Джед Куинн. "Пирог в пустыне"

Молодые британские художники в Эрмитаже
Мустафа Хулуси. "Экстаз миндаля в цвету 3 (L). Диптих"

«Новояз», экспонированный в огромном Николаевском зале Эрмитажа, представляет собой художественно разнообразное и идеологически противоречивое собрание живописи, скульптуры и инсталляций (видео и технологичные новые медиа Чарлз Саатчи не особо жалует). Выставка разделена на пять условных пространственно-смысловых блоков: на стенах тексты куратора Озеркова с разъяснениями, поэтическими сравнениями и цитатами из Дерриды.

Более или менее ясны две проблемы, волнующие новое британское искусство: первая – взаимоотношения с «классическим» (как модернистским, так и до-модернистским) искусством, а также с всепроникающим вирусом поп-культуры, вторая – этническая идентичность в общебританском контексте. Характерный для текущего глобального "контемпорари арт" неоконсервативный тренд посетители выставки не смогут не ощутить. Вошедшей с недавних пор в моду живописи здесь предостаточно, и на разный лад: на миниатюрной картине Джеда Куинна, в стиле голландского натюрморта XVII в., пирожное в форме берлинской тюрьмы Шпандау, где после войны держали нацистов; Джонатан Уотеридж на гигантском полотне «реалистически» изображает бойцов-сандинистов; в вызывающей почти физический дискомфорт картине Мустафы Хулуси, разделенной надвое – имитация фотографического гиперреализма и оп-арта; работы Сигрид Холмвуд ярчайшими флюоресцентными красками изображают старинный крестьянский быт.

Новояз. Британское искусство сейчас
Ариф Озака. "Без названия"

По происхождению добрая половина представленных художников – эмигранты, в первом или втором поколении, из различных стран. Поэтому некоторые высказывания прямо завязаны на различии/сходстве культур, этнических идентичностей, исторических эпох. Так, на картинах Хервина Андерсона мы видим парикмахерскую, принадлежавшую в 50-х его семье выходцев из Ямайки; имеющий иранские корни художник Ариф Озака маслом и позолотой соединяет на впечатляющих размеров полотне приемы классицистской европейской живописи со стилизованной персидской гравюрой; а уроженка Польши Гошка Макуга скульптурой «Мадам Блаватская» превращает знаменитую теософку то ли в нелепую мумию, то ли в старомодного медиума, лежащего на спинках двух стульев.

Молодые британские художники в Эрмитаже
Гошка Макуга. "Мадам Блаватская"

Выставка с красноречивым названием, заимствованным из «1984» Джорджа Оруэлла (помимо того, что посетить ее – просто отличное развлечение), все же, наверное, даст кому-то представление о том, кто из почти неизвестных пока художников может вскоре заменить в качестве художественных звезд Трейси Эмин, братьев Чэпман и самого Дэмиена Херста.

Выставка
Дик Эванс. "Черный виноград"

Вот еще три работы, которые лично мне понравились более всего:

Пабло Бронштейн. Сделанная чернилами и гуашью графика, изображающая интерьер XIX века, в авторской готической раме, как пояснено в каталоге, «лишь усиливает ощущение утраты аутентичности искусства и нарастания отчуждения человека в технократической культуре".

Молодые британские художники в Эрмитаже
Пабло Бронштейн. "Большой зал, переделанный в начале XIX века"

littlewhitehead.Дуэт из Глазго, чей излюбленный метод – провокативные инсталляции и скульптуры на злобу дня. Группа фигур в теплой одежде, сгрудившаяся в углу, вызывает автоматическое желание заглянуть им через плечо. И то, что, ничего ты там не увидишь, и, вопреки этому, название работы - все это как-то, по-моему, прекрасно выражает состояние современного искусства в принципе.

Молодые британские художники в Эрмитаже
Литтлуайтхед (Крэйг Литтл, Блэйк Уайтхэд). "Это случилось в углу..."

Тесса Фармер.Удивительная инсталляция, словно бы сотворенная ученым-энтомологом: жуки, стрекозы и мухи в борьбе против миниатюрных скелетиков-пришельцев, сделанных из древесных листиков и частей тех же насекомых. Фигурки не выше 1 см., поэтому существ художницы Фармер, номинантки премии Тернера 2008 года, уместно рассматривать с помощью лупы.

Молодые британские художники в Эрмитаже
Тесса Фармер. "Рой"

langenburg

"Новояз. Британское искусство сейчас"
Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж
выставка работает с 25 октября 2009 до 17 января 2010

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама