"Морфий"  - фильм Алексея Балабанова
  • 04.12.08
  • 2204

"Морфий" - фильм Алексея Балабанова

Накануне февральской революции в занесенную снегом провинцию под Угличем прибывает столичный, но совсем юный доктор Поляков...

Удивительный все-таки режиссер Алексей Балабанов! Грянул гром, сверкнула молния, потом затишье на два фильма — съемки совсем уж вкрадчиво и будто бы невпопад (это про «Жмурки» и «Мне не больно», конечно). А когда мы и надежду потеряли, расстрелял разуверившихся из гранатомета, придавил бесцеремонно «Грузом -200» и, не спеша, принялся разводить злостное лекарство «Морфий». Раствор, правда, получился слабоват: в сравнении с предыдущим затянутые эстетской паутиной бутафории выглядят насмешкой, высказыванием о себе и для себя (несмотря на сценарий Бодрова-младшего), этаким: «Не ждали? А я и так могу!».

Режиссёр Алексей Баланов. Фильм Морфий. Рецензия

Накануне февральской революции в занесенную снегом провинцию под Угличем (на замену почуявшего неладное в общественно-политической жизни сбежавшего врача-немца) прибывает столичный, но совсем юный доктор Поляков, Михаил Алексеевич (Бичевин). Больные в деревушке — люди в основном малограмотные, а часто и совсем дикие, и, несмотря на талант вовремя уточнить по медсправочнику, как проделать ту или иную операцию, нервы Михаила Алексеевича сдают.

Постепенно приобщаясь к морфию, он подтягивает за собой красивую в своей строгости помощницу (Ингеборга Дапкунайте) и под драматичные аккорды музыки Вертинского, доносящейся с играющего граммофона, медленно погружается в ад. Атмосфера соответствующая: преследующие скоростные сани спасателей волки по ночам, намек на революционные настроения и, как следствие, например, обугленные полутрупы-помещики с иконами в руках; темноватые тона интерьеров и унитаз крупным планом, над которым в мучениях все чаще по мере приближения к концу фильма склоняется доктор Поляков.

Фильм Морфий. Рецензия на фильм режиссёра Алексея Балабанова

В титрах значатся автобиографические произведения Булгакова. Герой Балабанова то ли в шутку, то ли с невнятным подтекстом носит имя автора «Записок врача» и рассказа «Морфий» (в рассказе же врача зовут Сергей), но это не столь и важно, потому как моменты, на которых Балабанов с любовью делает акцент, одновременно совпадают и расходятся с Булгаковым. То есть с одной стороны, все так: ногу необходимо пилить, в горло девочки срочно вставить трубку, а приступы желания дозы мучают все чаще, но, с другой, — это и является самым значимым для режиссера, такова уж авторская воля. Вполне реалистично, но при том парадоксально красиво (компьютерная обработка, особые цветовые оттенки), как и мельчайшие детали, на которых периодически застывает камера, показаны все ужасы операций и ломок Михаила Алексеевича.

Фильм Морфий. Режиссёр Алексей Балабанов. Рецензия на фильм

Революция где-то на периферии: казалось бы, что такое вообще революция в сравнении с кошмарами морфиниста? Нет, и не может быть ничего важнее страданий в поисках дозы: тут и жажда барыни-красавицы доставить удовольствие на фоне белоснежных стен не спасает — доктор опять-таки бежит к унитазу. И кончины героя как-то уже томительно ждешь и испытываешь явное облегчение, когда тот достает револьвер.

«Хорошее лекарство морфий, но, кажется, мы от него погибнем». Хороший режиссер Алексей Балабанов, но чересчур увлекся формой.

Фильм Морфий. Режиссёр Алексей Балабанов. Рецензия на фильм

Фильм «Морфий»
Жанр: драма
Режиссёр: Алексей Балабанов
Автор сценария: Сергей Бодров-младший
Страна: Россия
Год: 2008
В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Светлана Письмиченко, Катарина Радивожевич, Юрий Герцман, Александр Мосин

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама