Золотая маска 2010
  • 06.02.10
  • 243

Золотая маска 2010

16 фестиваль главной отечественной театральной премии "Золотая Маска" пройдет в Москве с 27 марта по 15 апреля 2010 года. Но уже в феврале-марте в рамках проекта состоятся премьеры Мариинки и начнется внеконкурсная программа "Маска плюс", демонстрирующая разнонаправленность современного театра

Среди объявленных номинантов московской публике хорошо известны главные театральные события прошлого сезона: «Улисс» Евгения Каменьковича, «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса и «Троил и Крессида» Римаса Туминаса.

Сочный, красочный, но все же неровный спектакль «Рассказы Шукшина» «нового гуманиста» Херманиса выдвинули сразу на шесть номинаций. Это неудивительно: режиссер— лауреат уже нескольких престижных театральных премий. Латвиец по происхождению, он, однако, понятен мировому зрителю в силу общедоступности решаемых им на сцене человеческих проблем. В «Рассказах Шукшина» режиссер задействует сразу двух фаворитов публики и критики (Чулпан Хаматову и Евгения Миронова), сочетает минимализм и хай-тек, вносит оживление огламуренными деревенскими костюмами и яркими декорациями. Незадолго до постановки вся труппа побывала на родине Шукшина, в атайском селе Сростки. Это бы пошло на пользу спектаклю, если бы не желание заретушировать, отшлифовать малейшие нюансы простого повествования.

«Улисс» Каменьковича — спектакль тоже неоднозначный, но удивительный в силу своего размаха и амбициозности. Невозможность вместить главное шестисотстраничное произведение модернизма в рамки театрального спектакля не помешала режиссеру заострить внимание на самых значимых порой пропускаемых читателем моментах. Спектакль вбирает в себя все возможные жанры и манеры исполнения. Перед нами один день из жизни и совместной прогулки Стивена Дедала (Юрий Буторин) и Леопольда Блума (Анатолий Горячев) по Дублину, рассказанный на стыке языков символизма, иррационализма, абсурда и прерванных на полуслове эпизодов. Переводчик Улисса Сергей Хоружий, консультировавший актеров, обозначил желание режиссера «проникнуть в болевые точки вещей». Что-что, а болевые точки «Улисса» Каменькович и его труппа уловили как никто другой.

Интересна своей провокативностью и премьера театра им.Вахтангова. «Троил и Крессида» — одно из самых сложных произведений Шекспира, удачно преобразованное Римасом Туминасом из трагедии в издевку современного контекста. Юмор и аллегоричные образы, пластика героев-карликов и бутафория декораций от известного литовского режиссера, превратившегося в худрука московского академического театра.

Из Петербурга приезжает спектакль «Ксения. История любви» Валерия Фокина, излагающий видение жизни любимой утешительницы всех женщин северной столицы, блаженной Ксении. Святая не читает проповедей, она скорее нездорова психически, а судьба сталкивает ее с целой вереницей типажных героев и безумием мира.

В номинации «эксперимент» участвует ставший уже общим местом спектакль «Жизнь удалась» основателя "Театра.doc" Михаила Угарова. Павел Пряжко написал пьесу, «бросающую вызов театру и режиссеру», которую основоположник «новой драмы» поставил на сцене и сделал успешной. Это история первой любви, поделенной на троих, однако жизнь людей протекает на уровне рефлексов в силу ограниченности их мышления, эмоционального, словарного и жизненного запаса. Животные инстинкты организма, нецензурная лексика (сегодня в театральных постановках этим уже никого не удивишь) и отсутствие реакций — вот чем неосознанно, автоматически наполняют свою жизнь герои.

По пьесе Павла Пряжко поставлен еще один любопытный спектакль, участвующий в конкурсе. Это «Третья смена» Филиппа Григорьяна, в котором задействованы актеры "Театра.doc" Донатас Грудович и Александра Ребенок. Мат здесь покрывает косноязычие и шаблонное мышление героев — подростков детского лагеря. По сути это правда жизни, по жанру — развенчанный миф о светлой поре детства.

Настоящим же экспериментом, пока еще мало изученным, становится существо в белых одеждах, дивным горловым пением оформляющее тексты Хармса. Это спектакль «Старухы» Павлова-Андреевича со Степанидой Борисовой — актрисой запредельных, космических возможностей, закутанной словно куколка бабочки.

Еще нельзя не упомянуть балет Аллы Сигаловой «Бедная Лиза» на музыку Леонида Десятникова, где Хаматова дебютирует как танцовщица, а солист Большого театра Андрей Меркурьев - в качестве драматического актера; спектакль с участием десяти пожилых актеров, рассаженных по стульям в ряд и по очереди вспоминающих молодость «Я думаю о Вас» Дидье Руиса; шаманский «Под вечным светом Кумалана» театра «Ульгэр» из Улан-Уде, где куклы и актеры соседствуют с духами; оперу «Один день Ивана Денисовича» пермского оперного театра, где за основу либретто режиссер Исаакян берет подлинный текст Солженицына, а на музыку Александра Чайковского положен даже лагерный словарь.

Радует, наконец, тот факт, что за право лучших в этом году с москвичами будут бороться не менее достойные представители театральных площадок из Кирова, Омска, Екатеринбурга, Перми и других городов. Результаты будут объявлены 16 апреля 2010, на церемонии вручения призов в Московском Гостином дворе.

Комментарии

Читать на эту тему