Мелодия для шарманки
  • 24.04.10
  • 771

Мелодия для шарманки

В начале апреля в прокат вышел новый фильм Киры Муратовой «Мелодия для Шарманки». Поставив очередной диагноз свихнувшемуся социуму, по прошествии месяца режиссер лишний раз удостоверится — проверка на человечность человечеством не пройдена

Киру Муратову называли формалисткой, обвиняли в мизантропии и отчужденности, излишней напыщенности и театральности. И если «Настройщик», по мнению критиков, искупил вину режиссера перед публикой, «восполнив пробел» между автором и зрителем своей легкостью и доступностью повествования, то «Мелодия для шарманки» выстраивает новые барьеры взаимопонимания.

Мелодия для шарманки. Фильм Киры Муратовой. Рецензия

После смерти мамы Алена и Никита, юные брат с сестрой, отправляются в Москву на поиски предполагаемых отцов. Дорога выстраивает целый ряд все более несокрушимых препятствий, главным из которых становится даже не проблема выживания в условиях мрачной современности, но — сохранения веры в ближнего, озабоченного исключительно собой. Различные круги приторно улыбающегося ада Муратова просвечивает сквозь сарказм и тонкий юмор, как бы между прочим, в канун светлого праздника Рождества Христова.

Вокзал, вбирающий в себя все слои спешащего или спящего населения с залами разной степени комфортности, брызжащее весельем казино, разъедающий душу и желудок огромный супермаркет, снежная улица, грязные трущобы — вот неполный перечень мест временного пребывания детей, их столкновения с человеческими пороками.

Кира Муратова. Фильм Мелодия для шарманки. Рецензия

Заставляя главных героев общаться друг с другом максимально неестественно, растягивать слова, повторять надрывно одни и те же фразы, Муратова не просто следует излюбленному приему, призванному за счет формы усилить контраст между иллюзией и реальностью, абсурдностью происходящего и внутренним диссонансом. Дети в данном случае вовсе не призваны быть несчастными сиротками, хотя по сути таковыми являются. Они скорее — некий собирательный образ отношений, проявления искренности и способности радоваться за другого и сопереживать ему.

Породнив Андерсена с Диккенсом, Муратова шагнула от сказки, помноженной на реальность, к самой сути существования, к травматичной основе чувства — голосу неумолкающей совести. Недаром сцена, в которой голодные дети наблюдают сквозь стекло за приготовлениями семьи балерона к празднику (кривляния главы семейства и его жены, ожидание гостей, слизывание младшим ребенком крема с торта) лишена звука равно как пожирание куриц-пирогов-салатов людьми в ресторане. Выключив звук, такой разноликий у Муратовой, часто раздражающий сознание несоответствием привычному порядку, режиссер буквально заставляет совесть звучать громче, стучать сильнее, биться в припадке.

Мелодия для шарманки. Новый фильм Киры Муратовой

Фильм «Мелодия для шарманки» изобилует условностями (дети, образы, ситуации) и по сути является насмешкой над эстетами, жаждущими катарсиса в той или иной его форме. Мелочные продавцы, развлекающиеся богачи-клептоманы, заплатившие за место попрошайки, ведущие бесконечные переговоры по телефонам всех марок люди всех слоев общества оказываются по ту сторону добра. А потому, когда появляются Табаков и Литвинова в образе деда Мороза и сказочной феи, им уже с трудом веришь. Ожидание спасения, а заодно — собственного тайного искупления с треском проваливается, и понимаешь, что ласково пропетая в просторной парадной фраза «вы наступили в говно» - приговор каждому, абсолютно каждому из нас.

Жанр фильма: Трагикомедии, семейное кино
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Елена Косюк, Роман Бурлака, Нина Русланова, Георгий Делиев, Наталья Бузько,Рената Литвинова, Жан Даниэль, Олег Табаков, Юрий Невгамоный, Филипп Панов,Виталина Библив, Яков Кучеревский, Николай Слезка

Украина, Россия, 2008. 153 мин.

Комментарии

Читать на эту тему