«Поэзия садов». Задумчивый пейзаж
  • 20.11.06
  • 415

«Поэзия садов». Задумчивый пейзаж

«Поэзия садов». Фотовыставка, посвящённая 100-летию Д. С. Лихачёва. Выставочный зал государственного музея городской скульптуры. 16 ноября – 10 декабря 2006



«Поэзия садов». Фотовыставка, посвящённая 100-летию Д. С. Лихачёва. Кто из фотографов не вдохновлялся пустынными аллеями, уединёнными куртинами, задумчивыми мраморными музами? Сады и парки – тема поэтичнейшая. Тоска по утраченному раю давно стала общим местом. Тем более странно, что впервые в Петербурге данная тема послужила поводом для крупной коллективной фотовыставки. Столетие Д. С. Лихачёва, написавшего горячо любимую русской интеллигенцией книжку «Поэзия садов», оказалось как нельзя кстати.


«Поэзия садов». Фотовыставка, посвящённая 100-летию Д. С. Лихачёва Классическая стилистика экспозиции – результат кураторства Александра Китаева (на пару с Ольгой Корсуновой). Авторы - маститые и преимущественно традиционной направленности. Прозрачный, эфемерный Петергоф Китаева (продолжение серии, демонстрировавшейся летом в галерее Anna Nova). Чрезмерно контрастные, создающие ощущение пустыни павловские пейзажи Бориса Смелова . Инфернальная «Красная Гатчина» Владимира Чернецкого. Влажный, сумрачный Нижний парк Елены Скибицкой. Пустынные террасы Алексея Тихонова. Полное отсутствие парадности и натужной повествовательности. Почти сакральная завороженность.


«Поэзия садов». Фотовыставка, посвящённая 100-летию Д. С. Лихачёва Разнообразие ракурсов, смена точек зрения – неотъемлемое свойство любого парка. Театрализованность природы предполагает человека лишь как зрителя, стороннего безличного наблюдателя. Поэтому встречающиеся на некоторых снимках велосипедисты или любители катания на лодках выглядят неуместно. Совсем иным градусом существования, пожалуй, даже большей индивидуальностью обладают те, у кого всегда пустые глазницы: они – герои чуть ли не каждой второй фотографии. А ещё павильоны, скамейки, мостики – то ли покинутые в мифологическую эпоху, то ли вовсе ни для кого не предназначенные. Герметичные, живущие самостоятельной жизнью вещи.


В некотором смысле, Зефиры, Амуры, Данаиды – идеальные модели, а структурированный ландшафт парка – идеальная студия. Остаётся выбрать угол зрения, обеспечить вариативность восприятия техническими средствами: светофильтрами, приёмами ручной печати.


Но так ли просто с помощью фотографии найти свой собственный язык там, где всё изначально стремится к совершенству? Объектив фиксирует мимолётные состояния, пытаясь ухватить безвременье. Глаз автора приобретает анонимность. И неизвестно, кто больше погружен в саморефлексию: ландшафт или фотограф.

Илья Архипенко


«Поэзия садов»
Фотовыставка, посвящённая 100-летию Д. С. Лихачёва
Выставочный зал государственного музея городской скульптуры
16 ноября – 10 декабря 2006


Читайте так же на be-in :

Rolling Stone - циничная скандальность и огромные тиражи

PROZA Кибер-искусствовед

Бесплатные билеты на спектакли театра «Человек»!

Мультимедийный фестиваль «Осень#» в ЦСИ

Комментарии

Читать на эту тему