Седрик Манш и "Эффект Кулешова"
  • 08.12.10
  • 554

Седрик Манш и "Эффект Кулешова"

«Вы знаете кто такой Кулешов?» - спросил слушателей Седрик Манш в самом начале урока. Присутствующие отрицательно покачали головой.

 

Седрик Манш
Седрик Манш

 

В Бельгии историю комиксов и методологию их создания изучают уже в вузах и Седрик Манш (Cédric Manche) - один из подвижников европейского комикса посетил Петербург в рамках эха четвертого фестиваля комиксов "БумФест", который прошел в сентябре. Седрик является одним из создателей и редактором издательства комиксов «Employe du Moi» (employe-du-moi.org). Кроме того, он является организатором выставок и перфомансов в области визуально-нарративного искусства.
На сегодняшний день Седрик совместно со сценаристом Ло Хуэй Пханг (Loo Hui Phang ) опубликовал две свои книги «Panorama» и «J’ai tué Geronimo». В настоящее время он работает над новой книгой вместе со сценаристом Филиппом дэ Пирпоном (Philippe de Pierpont). Так же, Седрик постоянно работает в институтах «E.S.A – Saint-Luc Bruxelles», где он является профессором в области рисованных историй.

В рамках своего визита он дал мастер-класс в галлерее Anna Nova. Основной темой открытой лекции стал «Эффект Кулешова».

На мастер-классе Седрика Манша
На мастер-классе Седрика Манша



«Так вот», – продолжил Седрик: «Лев Кулешов - один из пионеров мирового киноискусства первой половины XX века. Его открытие в области монтажа, известное сейчас как «Эффект Кулешова» стало основой фактически всех современных комиксов. Давайте подробнее рассмотрим данный эффект:


Смысл осуществлённого Львом Кулешовым эксперимента заключался в следующем: cначала была осуществлена съёмка крупного плана актёра Мозжухина, когда он сидит и просто смотрит куда-то. Для эксперимента были сняты ещё три плана: красавица, девочка в гробу и тарелка горячего супа, после чего плёнка с планом актёра была разрезана на три части. Каждую из частей склеили с одним из дополнительных планов: с кадрами красивой девушки, с кадрами девочки в гробу и с кадрами тарелки наполненной супом. Каждый из получившихся монтажных кусков (с портретом Мозжухина в начале) Кулешов продемонстрировал небольшой аудитории состоящей из его коллег по кинопроизводству. Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой хочет поесть и привлечён хорошим обедом, во втором — печалится об умершей девочке, в третьем — очарован красавицей. Но на самом деле выражение лица актера во всех трех случаях было одинаковым.

Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Это явление было названо «эффектом Кулешова». Сам эксперимент приобрёл мировую известность и стал хрестоматийным объяснением главных функций монтажа в кино».


После краткого вводного теоретического курса Седрик попросил присутствующих дать серию характеристик для нового персонажа, чтобы на практике показать «эффект» в искусстве комикса. Персонажа назвали, конечно же, Кулешов.

Персонаж Кулешов

"Персонаж Кулешов"



Затем каждый из присутствующих нарисовал в девяти кадрах какой-то определенный смысловой момент из жизни персонажа. После этого с помощью ножниц и клея началось исследование изменения сюжета за счет обмена картинками и их перестановкой.

Монтаж "Кулешова"


Вот так русская методология киномонтажа, примененная бельгийской школой комикса, показала нашим художникам, что, как всегда, все новое - это хорошо забытое старое.

Дмитрий Яковлев

Дмитрий Яковлев - директор фестиваля «Бумфест»


Напоследок, директор фестиваля «Бумфест» Дмитрий Яковлев рассказал нам о своих целях и планах на будущее:
«Наша основная цель в перерывах между фестивалями – привозить людей, которые профессионально занимаются комиксами. Вот сейчас в декабре мы привезли Седрика Манша, а в январе мы хотим провести еще один эксперимент и представить нашей публике отечественного мастера. Кто это будет? - пока секрет. В России уже есть мастера европейского уровня. Может быть их еще не очень много, но именно за этим мы и делаем подобные мастер-классы. Что же касается Седрика, то я его знаю уже три года, он был у нас на первом фестивале. Помимо его сегодняшнего мастер-класса в Петербурге, он еще участвовал в московской книжной ярмарке «Non-fiction». С его приездом нам помог бельгийский фонд Volonie Brussel, который занимается финансированием перемещения по миру франкоговорящих деятелей искусств.»

Комментарии

Читать на эту тему