Единое произведение искусства (Gesamtkunstwerk) — утопия эпохи модерна, наиболее последовательно артикулированная в художественном мировоззрении Рихарда Вагнера, а также в проектах русского авангарда и соцреализма.
Gesamtkunstwerk определяется снятием границ между созерцательной жизнью зрителя и активной жизнью художника — в современную эпоху самым ярким примером такого произведения является интернет. План единого произведения охватывает все аспекты человеческого сообщества, структурируя его в качестве целостного эстетического образа, где художник оказывается творцом и критиком в одном лице. Характерный для классической эпохи эстетический режим — отношение знатока, утверждающего произведение искусства в качестве шедевра или отвергающего его, и художника, связанного строго определенными канонами мастерства — более невозможен.
Борис Гройс — профессор философии, искусствоведения, медиа-теории в Государственной высшей школе дизайна Карлсруэ, один из наиболее значимых на сегодняшний день теоретиков современного искусства. Член международной ассоциации художественных критиков (AICA).