Люди и город: Лондон vs русские столицы. Прямая речь
  • 08.07.10
  • 3587

Люди и город: Лондон vs русские столицы. Прямая речь

Всего за несколько лет Лондон перестал быть городом и превратился в бренд. Черты его стёрты "хипстерскими" восхищениями и wow-вздохами. Стёрты настолько, что уже сложно представить, понимают ли восхищенные, чем этот город так "крут", откуда берутся эти wow-вздохи и что такое Лондон сам по себе

Каждый год в Лондон переезжают тысячи людей. Но чем он лучше, например, Москвы, Петербурга, Владивостока? Для серии материалов о людях и городах, мы встретились с тремя жителями Лондона, знакомым многим по работам для русских изданий и проектов, чтобы спросить, почему они выбрали этот город, чего им не доставало в России и что держит их здесь.

Александра Боярская. Журналист. Работает для журналов Афиша, Афиша Мир, Look At Me.

Александра Боярская. Журналист. Работает для журналов Афиша, Афиша Мир, Look At Me. Alexandra Boyarskaya
Саша любит писать про Лондон. Граффити на стене в Хокстоне, в восточной части Лондона.

В Лондоне есть очень много того, чего не хватает в Москве. И первым делом это маленькая жизнь. В Лондоне есть все для того, чтобы прожить свою маленькую жизнь. В Москве есть все для того, чтобы веселиться, работать, встречаться с разными людьми, но для жизни Москва не приспособлена. В Лондоне для этого есть все - парки, кафе, бесплатные музеи, все приятные и шероховатые по-человечески вещи. Маленькие магазины с винтажными платьями, маленькие кафе с разноцветными стульями, миллионы каких-то мероприятий, организованных маленькими людьми для всего, что здесь находится локально. Здесь все сделано для маленького человека. В Москве все сделано для человека большого - бизнесмена, человека, который ходит в клубы. Здесь же все устроено так, что обычный нормальный человек может ходить куда-то, может жить.

В Москве подумать о том, чтобы моя бабушка могла бы выйти на улицу, чтобы выпить, поесть что-то - такого не бывает. Здесь на углу (мы сидим в самом обычном доме на самой обычной улице в далеко не самой центральной части Лондона - прим. редакции) есть паб, там каждый вечер поют караоке. В два часа ночи там сидят семидесятилетние старичок и старушка, пьют вино и поют. И я понимаю, что это страна для людей любого возраста, социального сословия, статуса, чтобы просто жить и прожить свою жизнь так, чтобы не ходить в русский супермаркет, который вызывает тоску и тошноту, а просто получать удовольствие от того, что ты живешь, а не выживаешь. Это такой очень низменный потребительский уровень, но это самое первое, что люди здесь чувствуют, когда приезжают. Им приятнее дышать, и мне кажется, это самая главная причина, по которой здесь люди живут.

Я считаю, что здесь очень много возможностей для учебы, здесь можно найти работу. Но что касается меня, работа, от которой я получаю удовольствие, вся приходит из Москвы. После работы в Афише, после этой очень активной социализации. Как журналисту здесь мне было бы сложно найти интересную работу, потому что пишу я по-русски, но опять же через тех знакомых, которых я знала в Москве, мне здесь предложили писать, например, для иммигрантской газеты, которая выходит в Москве, Петербурге, Лондоне и Париже.

Здесь для дизайнеров, вероятно, лучшая инфраструктура для того, чтобы сделать что-то. Потому что не нужно начинать с чистого листа, есть люди, готовые поделитьмся опытом, есть простые схемы - если ты молодой дизайнер, ты идешь туда-то и делаешь это. И кроме того, здесь есть люди, у которых мозг настроен в другую сторону, они больше осведомлены о том, что бывает.

Здесь проще найти агента, проще найти рекламную работу, например, фотографам и иллюстраторам, но здесь в целом совершенно другие правила. И я бы сказала, дорогие фотографы, не приезжайте в Лондон, потому что здесь все совсем по-другому. Я сейчас работаю личным ассистентом фотографа, который входит в двадцатку главных фотографов мира. Он очень много трудился для того, чтобы достичь того, чего он достиг, и все его контракты с Chanel, Yves Saint Laurent, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana свалились на него не потому что он тусовался с правильными людьми, как это бывает в Москве, а потому что он много работал. Четыре года работал ассистентом, после этого снимал за ноль денег миллион журнальных статей, потому что здесь за журнальную работу никаких денег не платят. Не платят ни стилистам, ни парикмахерам, ни визажистам. Это все идет в твое портфолио, и потом по нему тебя найдут Dolce Gabbana и ты заживешь долго и счастливо. Но до этого нужно очень долго трудиться и самый первый шаг - это три-четыре года ассистентом фотографа, носить ему кофе, чистить линзы, ставить свет, и в поте лица вкалывать, вкалывать и вкалывать. Фотографы, оставайтесь в Москве, если хотите легкой жизни, не приезжайте.

Маша Момбелли. Лондонский редактор журнала Хулиган, стилист. Также сотрудничает с английским журналом SuperSuper.

Маша Момбелли. Лондонский редактор журнала Хулиган, стилист. Также сотрудничает с английским журналом SuperSuper. Masha Mombelli
В магазине Kokon to Zai, куда по рабочим делам часто заходит Маша, есть зеркальная комната-примерочная.

Я сюда приехала случайно, так сложилось. Но в Петербург, при случае, поехала бы обратно, я его люблю, но не хватать мне будет многого. В первую очередь, людского разнообразия. Здесь в Лондоне много национальностей, типов людей - все намешано еще со времен римлян. Каждый год прибывают толпы иностранцев. И это интересно, это разнообразие дает силы городу. В Лондоне ты чувствуешь себя свободным, потому что у тебя нет ощущения, что ты не вписываешься, что ты чужак, иностранец, что тебя здесь не должно быть. И конечно, у города есть своя энергия.

Лондон - тяжелый для жизни город. Жизнь идет в жестком ритме - все дорого, все заняты. Здесь выжить трудно, и это, в какой-то степени, людей закаляет. В Питере такого нет. Там все тянется медленно, все бесконечно пьют чай, по ночам разговаривают о философии. Есть, конечно, своя романтика, за что я люблю жизнь в Питере: можно выйти из дома, встретить кого-то, потом пойти в кафе, потом выпить вина, и оказаться у кого-то дома, сидеть до трёх часов ночи, не волноваться о транспорте и дойти пешком домой. В Лондоне такого нет - нет спонтанности. Ты можешь не видеться со своими друзьями, близкими людьми месяцами, потому что у всех есть график, все заняты - работа, дом, усталость после работы.

Что касается работы и возможностей, Лондон и Петербург не сравнить. В Питере, и пожалуй в Москве, даже близко нет такого количества талантливых людей, как в Лондоне. Я говорю о тех, кто связан с модой - дизайнерах, фотографах, стилистах, стилистах по прическам, моделях. Здесь море людей, огромное количество журналов, прекрасные школы, из которых выходят дизайнеры. Конечно, такого разнообразия нет в России...

В Питере, пожалуй и в Москве, все очень волнуются по поводу вкуса: вот это хороший вкус, а вот это плохой. "Ужас! Это же Алла Пугачева, но как она выглядит ужасно!" Или наоборот, однажды для Vogue одели Пугачеву в Yohji Yamamoto, реакция была: "Ужас! Нашу Аллу Пугачеву одели-то во что?!". В Лондоне нет стопроцентной уверенности в том, что такое плохой вкус, а что такое хороший. Потому что самое интересное здесь - в сочетании вот этого высокого и низкого, мусора и чего-то очень рафинированного. И, может быть, там где мусор - там все самое интересное и есть. И в Лондоне есть разные публикации. Есть те, где отсчет начинается от Сhanel. Но если ты оделся в сэконд-хэнд, надел пакет на голову, привязал деревяшки к ногам, то ты можешь так ходить, это твой выбор. И это, конечно, о многом говорит, потому что ты понимаешь, что как стилист ты абсолютно свободен, что у тебя нет рамок. То есть дурной вкус или хороший - это здесь не самое главное.

Екатерина Баженова. Фотограф и координатор модных проектов. Работает для журналов FLUX (UK), NAZINE (Korea), Lamono (Spain), Vision (China), So-En (Japan), проектов Practicum. British Fashion, Local Fashion.

Екатерина Баженова. Фотограф и координатор модных проектов Practicum. British Fashion, Local Fashion. Ekaterina Bazhenova
Мастерская в Chelsea College of Art & Design, где Катя работает над своими художественными проектами.

Мне хотелось заниматься фотографией. Я рассматривала все колледжи по разным странам; единственный курс, который мне подошёл, нашла в Лондоне - Fashion Photography. Учиться подобному в России невозможно. Это российская культурная загвоздка: в России подразумевается, что искусство - это живопись, датированная XVIII веком, или скульптура. То есть фотография - это не искусство. Или фотография - это искусство, но журнализм, социальная или военная фотография, то есть документалистика. А того, что происходит в Европе - такого нет. Сейчас я езжу в Москву раза два в год. Возвращаться не планирую. Отчасти потому, что понимаю: такие люди как я, живущие за границей, и те, с кем мы взаимодействуем в Москве, создают платформу, на которой сможет работать следующее поколение. Сейчас в Москве очень сложно. Там так: что-то происходит, ты всем доверяешь, а на следующий день уже ничего нет. А если в Лондоне ты все бросил, вернуться возможности не будет.

Для меня комфорт и свобода мышления - это главное. Лондон - это многонациональность: ты не чувствуешь, что принадлежишь какой-то одной религии, компании, party. Ты можешь одеться так, как ты чувствуешь, а не так, как планируешь... Ехать на метро в Ванино, где тебя могут закидать камнями и плюнуть тебе на ботинки... Климат здесь хороший, тепло - я здесь ботинки вообще не чищу, а в Москве... То есть снова комфорт. В силу того, что я вегетарианка с 15 лет, мне в Москве сложно. Питаться одной капустой? Общение: здесь я пойду в ресторан и могу спросить обо всех ингредиентах блюда, что буду есть, попросить отложить что-то, что мне не нравится. В Москве на меня фыркнут и вообще ничего не принесут. Когда я в Москве иду в кофейню и прошу обезжиренное молоко, на меня смотрят круглыми глазами: "Сейчас пойду проверю какое у нас молоко".

Поехала бы я в другой город? Сложно сказать. Если бы я уехала в Нью-Йорк, меня бы раздражало то, что там от американского менталитета ты никуда не уйдешь, а я не разделяю их взгляды и потому не могу чувствовать там себя комфортно. До Лондона я жила в Швеции, но поняла, что эта страна не для меня. Это только кажется, что все очень свободно, что должно быть какое-то развитие в искусстве, но на самом деле такого нет - там все работает на стандарт, дизайн и "все для человека".

Фотографии автора

Комментарии

Читать на эту тему