Инсайдеры: История консультанта бутика. Анна Картузова
  • 16.09.13
  • 2735

Инсайдеры: История консультанта бутика. Анна Картузова

В новой серии материалов «Инсайдеры» представители профессий, имеющих отношение к одежде и моде, будут рассказывать об особенностях своей деятельности. Первый герой – Анна Картузова, бывший продавец-консультант корнера Maison Martin Margiela, а ныне обозреватель журнала Be-in.ru.

Аня Картузова

Анна Картузова: «Это была моя первая работа, мне было двадцать лет. И случай уникальный. Директор торгового центра Limerance в Екатеринбурге считала, что, чтобы попасть в «люкс», нужно сначала семь лет отработать в Mango, потом семь лет ещё где-то работать, и только потом ты дорастаешь до бутика. А я пришла вообще без опыта, закончив журфак, без каких-либо теоретических знаний о продажах. Директор не хотела брать меня на работу, но я понравилась менеджеру по персоналу и байеру, потому что я знала о марке и в целом о модной индустрии, и они меня «отстояли». Потом для всех новичков проводили трехдневный курс по стилю и продажам, рассказывали о колористике и типах фигуры. Хотя главное в этой работе – опыт.

Каждый бутик Маржелы уникален по дизайну – одинаковых нет. Формой у нас был длинный белый халат, а вешалки и стулья были обтянуты белой тканью – в стиле марки. Не проходило ни одного дня, вот честное слово, чтобы кто-нибудь не зашел и не спросил: «А у вас тут химчистка, да?». А ещё заходили люди и думали, что они сейчас искрометно пошутят, говоря «А у вас что, больница?». Приходилось подыгрывать по пять раз в день и смеяться.

Однажды к нам зашла женщина лет шестидесяти, я начала ей рассказывать о марке, и ей так понравилось, что она купила водолазку за восемнадцать тысяч со словами «Ой, как я люблю себя побаловать! А как, повторите, марка называется? Приду к вам ещё». Вообще в в любом бутике применяются семь классических этапов продаж. Поздороваться; рассказать о вещи, которой заинтересовался человек, её особенностях; предложить сопутствующие товары и так далее. Консультанты должны общаться со всеми клиентами одинаково уважительно, как бы они ни выглядели.

Корнер Maison Martin Margiela в Екатеринбурге

Мы очень подружились с менеджером Ромой: работали два через два, когда у меня был выходной – я приходила к нему на работу поболтать, когда у него был выходной – он приходил ко мне. И Рома так мне говорил: «Вот мы с тобой работали – это было золотое время Мартина». И ещё шутили: «Мартин ушёл из дома – и мы уйдем из магазина».

Клиенты, выбирая вещь для себя, не раз просили меня примерить ее, чтобы посмотреть на нее со стороны. Если размер ноги совпадает, тоже могут попросить примерить. В нерабочее время, конечно, можно померить всё, что хочется – и одежду, и аксессуары. Мы любили наряжаться в самые безумные наряды Маржелы.

В отличие от работы в масс-маркете в бутиках ты не только выдаешь чек после покупки, но и помогаешь в качестве стилиста покупателю, у которого есть деньги, но который не всегда умеет красиво одеваться. Допустим, клиентка приходит и просит подобрать ей что-то из последней коллекции. И ты работаешь с ней, предлагая ей различные варианты: это долгий и щепетильный процесс. Иногда создавали человеку total look – одевали с ног до головы, подбирая к одежде еще обувь и аксессуары.

В люксе девяносто процентов – это постоянные клиенты. Ты уже знаешь их по имени, предлагаешь им любимый зеленый чай без сахара. Среди постоянных клиенток были жены хорошо зарабатывающих мужей, которые приезжали в корнер поболтать о бренде, посплетничать, рассказать о своей светской и личной жизни. Они общались со мной, как с подругой, а я первое время очень удивлялась этому, потом привыкла. Потому что, если ты нравишься клиенту, он даже тебе по телефону будет звонить и спрашивать, пришла ли новая коллекция, есть ли какие-нибудь хорошие туфельки нужного размера. Пришла новая коллекция, и ты уже знаешь, что вот эта вещь подойдет одной клиентке, а эта – другой.

Очень много приходило людей, которых не встретишь на улице; на них было приятно посмотреть, потому что они одевались со вкусом. Когда я пришла в бутик, я считала, что клиентками будут пафосные женщины, но поняла, что ошибалась. Сколько я работала, мне ни разу никто не нагрубил, не швырял вещи. Я представляла себе, что все клиенты – истеричные и проблемные. На самом деле они вежливые и воспитанные. Может, конечно, потому что гламурные блондинки игнорировали наш корнер из-за специфики марки.

Однажды пришла женщина в Dolce & Gabbana и Armani, стразах и украшениях. Она всё очень внимательно посмотрела и сказала: «У вас такие некрасивые вещи за такие деньги! Этот ваш дизайнер ничего из себя не представляет. Тут же нет даже вышивки. Где красота-то, где? Покажите мне красоту!».

В каждом дорогом магазине обязательно задают вопросы «Почему я должна платить за водолазку 20-30 тысяч». Конечно, в Maison Martin Margiela было сложнее, потому что имя дизайнера в Екатеринбурге было не очень знакомо покупателям, при этом сами вещи выглядели довольно странно. Например, было платье из линии дефиле, состоящее из бретельки (как от бюстгалтера) и намотанного куска ткани. Такое платье женщина купила на выпускной своей дочери.

Я люблю этого дизайнера, знаю историю дома, которую очень часто приходилось рассказывать посетителям, потому что она не у всех на слуху. Это сейчас о марке знают все, а раньше она была немного в тени, не было коллабораций и такой популярности. И я была только рада рассказывать, потому что это действительно интересно – когда твоя цель не продать вещь, а познакомить человека с модным домом, как-то вдохновить его. Тем более марка очень любопытная – там есть о чем рассказать: о значении цифр на этикетке, особенностях линий, концепции бренда и многом другом.

Записала: Ольга Смирнова

Комментарии

Читать на эту тему

Адреса магазинов

Maison MargielaMaison Margiela
Таинственный французский бренд, выпускающий одни из самых экспериментальных подиумных коллекций и умело цитирующий их в сдержанных коммерческих вещах
Адреса в МосквеКаталог

Тел. 8 800 500 80 00, +7 (495) 933 73 00