Что такое 3D-журналистика
  • 12.11.14
  • 4044

Что такое 3D-журналистика

В Петербурге 21 и 22 ноября пройдет четвертый медиа-форум 3D-журналистика. Мы поговорили с основательницей проекта Евгенией Овчаренко о том, как собрать главных редакторов передовых изданий вместе, о неповоротливости журфаков и важности бизнес-планирования.

Евгения Овчаренко, основательница форума 3D-журналистика

Как все начиналось? Почему ты решила организовывать форум?

Я училась на последнем курсе экономического факультета ИНЖЭКОН и писала диплом на тему, которую каким-то чудом утвердили, «Создание собственного медиа-бизнеса с выходом на международные рынки». Мне надо было где-то проходить производственную практику, чтобы понять последние тенденции в современной журналистике, познакомиться с интересными людьми. Мероприятия, которое меня бы зацепило, не было. И я придумала форум по журналистике. Меня спрашивали: «А кого ты будешь звать?». Я отвечала: «Главных редакторов». И на этом мои познания в журналистике заканчивались. До этого я работала в журнале, продавала рекламные площади, но мне всегда хотелось посмотреть, как это работает изнутри, насколько тяжело это делать. Еще я ходила на курсы редакторского дела и хотя бы понимала, из чего состоит журнал, почему в нем так много людей работает. Я потихоньку начала интегрироваться в эту среду.

Первый форум у нас был в апреле 2012 года, он совпал с ГОСами, практикой и экзаменами. Это был настоящий ад. Тем не менее, у нас было двадцать спикеров, семь – из Москвы: Сергей Стиллавин, Андрей Горянов, Илья Стогов, ребята из LAM (прим. ред. – Look At Media). Венедиктов должен был приехать, но в последний момент сорвался. Мероприятие посетило 750 человек, сразу же мы привлекли двоих спонсоров. После этого я долго думала, надо ли мне опять в это все вписываться или нет. Одно дело, когда ты не знаешь, что тебе предстоит, а другое дело – осознанный подход. Я все-таки решила продолжать. На втором форуме у нас уже было сорок спикеров, и подборка была настолько мощная, что когда я разговаривала с Жорой Лобушкиным из пресс-службы «ВКонтакте», он говорил: «Ну, я увидел форум с такими крутыми спикерами, не поверил свои глазам и лег спать». Он подумал, что не может быть такого, чтобы в Питер из Москвы такие крутые ребята приехали, к нам ехала вся «Афиша-Рамблер». В результате он просыпается на следующий день и видит репосты от своих друзей и понимает, что это ему не приснилось. В итоге нас подержал «ВКонтакте».

Первый форум 3D-журналистики. Фото: 3djournalism.com

Почему форум стал таким популярным?

Я вообще не считаю, что это успех. У форума колоссальный потенциал в финансовом плане. Мы живем в материальном мире, и я думаю о финансах. Чтобы достичь такого потенциала, надо вложить огромное количество усилий.
К тому же, наш форум сделан с душой. Когда организовываются государственные мероприятия, людям надо просто освоить бюджет, выполнить план и отчитаться перед кем-то. Это совершенно разные подходы. Хотя недавно я присутствовала на очень крутом форуме, «Будь в теме» называется. Он был государственный, но я была в восторге от организации, от душевности. Все зависит, в первую очередь, от людей, которые делают мероприятие. Люди болели этим, и этот подход чувствовался.

3D-журналистика – это успешный бизнес-проект?

Да, но мы на стадии осознанного стартапа. Мы постоянно ищем способы заработать. У нас только в сентябре появился офис, до этого, два с половиной года, мы работали в кафе или из дома. Всего в команде три человека: я, генеральный директор, Александра Корнева, директор по развитию, и наш PR-специалист Анастасия Кутеева. У нас есть на аутсорсе дизайнеры, разработчики, волонтеры. Но, в общем-то, мы поставлены в достаточно жесткие рамки. Бизнес – это постоянная периодичность, это постоянная зацикленность на том, что будет пользоваться у людей спросом. Мы это нарабатываем.

У нас сейчас идет гармоничный рост. Первый форум был ради идеи, второй – чтобы научиться работать с деньгами, третий мы воспринимали как бизнес, налаживая периодичность. Я уже давно поняла, что не надо пытаться перешагнуть через две ступеньки. Сейчас у меня появляется осознанное мышление, как создавать всю эту инфраструктуру.

Как планируете расширяться?

Пока я считаю, что не стоит распыляться. Форум 3D-журналистика не окреп – это как ребенок, который только встает на ноги. К нам поступают разные предложения, но у нашей компании есть определенное видение, если мы начнем за все браться, мы просто не справимся. У нас четкая сконцентрированность, пока предложения нас только отвлекают. Может быть, в дальнейшем обратим внимание на Москву, а может на Финляндию, потому что в нынешней политической ситуации звать зарубежных журналистов в Россию опасно.

К тому же, у нас помимо форума есть вечеринки Epic Media. Это больше для тусовки. Еще у нас есть образовательный проект «Точилка». Мы делаем курсы только с самыми крутыми, с которыми никто не делает. У нас уже были курсы с Галиной Тимченко – редакторское дело и интернет-СМИ, с креативным продюсером «Вечернего Урганта» Андреем Савельевым – про креатив и продюсирование. В декабре мы собираемся организовать интенсив-курс в Санкт-Петербурге опять с Галиной Тимченко. Сейчас мы запустили курс в Москве по нестандартной медиа-рекламе с Look At Media. Еще у нас будет в Санкт-Петербурге курс по travel-журналистике Александра Железняка, главного редактора National Geographic Traveler.

Авторский курс Галины Тимченко. Фото: vk.com/dddjournalism

Как выбираются спикеры для 3D-журналистики?

Я выбираю лучших из лучших. В этом году мы решили сделать отдельные направления: это travel-журналистика, городские медиа, глянец и интернет-СМИ. Из этих направлений я зову главных редакторов и людей, которые могли бы поделиться опытом. Ну, например, все знают, что глянец – это Vogue. Я и звоню в Conde Nast, разговариваю с помощником главного редактора. Со спикерами из глянца мы еще не работали, но с ними почему-то сложнее работать, может быть, они больше заняты. Но приезд того или иного спикера – это лишь вопрос времени. Дело в том, что они не приходят, не потому что не хотят, а из-за загруженного графика. И под это надо подстраиваться.

Как меняется 3D-журналистика?

Уже о многом говорит то, что мы намеренно отошли от политики: мы не хотим в это ввязываться, потому что это неблагодарное дело. И у нас стало больше развлекательного контента. Даже организатор паблика «Лентач» Андрей Коняев, которого мы позвали, будет рассказывать о том, как этот паблик удалось создать, как монетизировать, как представить в других социальных сетях, а не о том контенте, который они публикуют. Все спрашивают про «Медузу»: позовем или нет. Не позовем. Мы обожаем Галину Тимченко, но просто мы не об этом. Правда, как-то так получалось, что к нам всегда больше приезжали люди из оппозиции, я не знаю, почему. Я приглашала того же Эрнста и писала людям, которые работали на федеральных каналах, но они почему-то не приезжают.

Мы стараемся не зацикливаться. Мы берем самое лучшее, что вынесли из предыдущих форумов, а потом трансформируем опыт и ищем новые форматы.

Насколько полезны выступления?

Насколько полезны – это судить участникам форума, но естественно, что человек который работает в профессии, рассказывает гораздо интереснее, чем тот, кто давно работал или вообще не работал. А, к сожалению, наше образование грешит теоритичностью. Мы же стараемся давать какие-то актуальные темы. Тема денег, например, – всегда актуальна: как создать свое медиа и заработать. Мы стараемся больше приближаться к реальности, стараемся смотреть, что сейчас в тренде. И спикера мы спрашиваем, как им удается создавать и генерировать весь контент. А где еще ребята узнают об этом? Только от создателей, потому что они прошли путь методом проб и ошибок и научились всему на своем опыте. Никто другой этому не сможет научить. Мы стараемся консультироваться со спикерами, спрашиваем, что сейчас в тренде. Катя Базилевская, коммерческий директор LAM, говорила, что сейчас интересно послушать про User-Generated Content, про видео и мобильные приложения. Объяснительная журналистика как у Vox – тоже очень интересный формат. В институтах такому не учат, там учат фундаментальным знаниям, а тенденции и тренды – это уже из жизни. Наши выступления полезны, потому что они сокращают разрыв между реальностью и теорией.

О чем будет новый форум?

Ключевое отличие – это секции, которые будут работать параллельно. Будем говорить о сегодняшней журналистике: о практических вещах, о приложениях, про монетизацию, как агрегировать контент, как его автоматизировать, о том, чем печатная версия отличается от интернет, об объяснительной журналистике, о User-Generated Content.

Форум 3D-журналистика пройдет в Петербурге, в арт-пространстве Freedom с 21 по 22 ноября 2014 года. Подробную информацию и расписание лекций можно посмотреть на сайте.

Комментарии

Читать на эту тему