Основательница SHLZ о том, как без профильного образования открыть марку одежды
  • 05.05.15
  • 16868

Основательница SHLZ о том, как без профильного образования открыть марку одежды

«»

В одежде нам нравится грубость и легкая агрессивность, именно поэтому выбрали тему стройки. Рваные края, грубый крой, светоотражающие элементы – это своего рода протест против традиционности. Плюс строительная одежда комфортная и функциональная – это именно то, к чему мы стремимся.


SHLZ – петербургская марка денима. Сергей и Екатерина Шульженко основали ее всего полгода назад. Оба раньше работали в сфере моды, но профильного образования не получали. Тем не менее компания всего за полгода вышла в ноль. Мы расспросили Катю о том, насколько это оказалось трудно, с чем пришлось столкнуться, как не облажаться новичкам.

Сергей Екатерина Шульженко

Сергей и Екатерина Шульженко

Вы ведь открылись совсем недавно. Как успехи?

Официально мы запустили проект в ноябре 2014 года, а еще полгода до запуска потратили на подготовку. Очень волновались, когда только запускали марку, но результаты нас очень порадовали. Пока вышли на самоокупаемость.

А начальный бюджет какой был?

Очень маленький. Порядка 100 тысяч. Мы старались уложиться в бюджет, быть экономными. Делали самостоятельно все, что было можно. То, что можно было пошить, не отдавая на производство, мы старались шить самостоятельно. Сами делали интернет-магазин. Я не понимаю, почему остальные этого не делают – в этом нет ничего невозможного. Вопрос исключительно времени и лени. Самым сложным было выбрать шаблон. Единственное, на чем не удается экономить, это ткани.

Трудно было сделать марку без дизайнерского образования?

Мы с Сережей уделяем много времени самообразованию и практически все узнали из книг, статей и мастер-классов. Конечно, имея базовые знания, намного проще начать, но в университете нам вряд ли рассказали бы о технологиях джинсового производства в условиях отсутствия индустрии или о том, как написать рабочий бизнес-план.

И как написать рабочий бизнес-план?

Мы взяли самый стандартный бизнес-план. Выбрали версию, где понятным языком описано, как и что нужно делать, потом начали разбирать по пунктам. Начинать, кстати, лучше с конца – с результатов, которые хочется увидеть. Затем мы разветвили весь процесс на подпроцессы. Так начали понимать, что нужно сделать. До бизнес-плана в голове все прокручиваешь: нарисовать, конструкцию сделать, ткань купить, пошить, продать – вроде все просто. А начинаешь прорабатывать, понимаешь, что везде мелочи, и они все усложняют. Все тормозится. Мы ставили перед собой задачу в августе быть ко всему готовыми, начав подготовку в марте. Созрели к ноябрю. Важно понимать, что, если ты о чем-то забыл, а марка до сих пор живет, то эта мелочь не столь критична.

Что читали и посещали?

Все, что предлагает Google. Началось все с того, что мы задались вопросом: «Если мы хотим сделать марку, с чего нам начать?» Все было перечитано: начиная с LAM, заканчивая статьями по конструированию. Смотрели видео мастер-классы, они хороши наглядностью. Я, конечно, увлекалась шитьем, шила по выкройкам Burda, но это было очень по-дилетантски. Когда начали делать этот проект, то в ход пошли уже талмуды Мюллера и прочие. Ходили на мастер-классы Work Smart о том, как запустить свою марку, они бесплатные и познавательные. По крайней мере, на тот момент были.

Ошибки совершали?

Конечно! И продолжаем до сих пор. Мы себе рисовали идеальный план по захвату мира. Самое болезненное – это, конечно, планирование. В особенности всего, что связано с производством. Мы, например, думали, что не хотим много тратить, просто отошьем все по образцу, отснимем, начнем продавать, и все будет классно. А когда появились заказы, поняли, что ткань-то уже закончилась. Конечно, мы ничего не резервировали, не бронировали. Это распространенная ошибка. Ты забываешься, а ткань такая клевая, и все хотят именно ее, а альтернативу найти сложно.

Плюс важна организация своего личного времени. Если делаешь все сам, нужно рассчитывать свои силы. Все, конечно, ставят план сделать что-то в определенный срок, так вот этот срок можно на два умножать смело. И, естественно, сначала тратишь много времени на то, чтобы выносить свою идею. Чем больше думаешь, тем меньше вероятность того, что сделаешь именно то, что задумал изначально. Десять раз поменяются и взгляды, и мода, поэтому важно не тормозить.

Как вы выходили на поставщиков тканей?

Google. Помогает вообще во всем. Сначала мы посетили всем известные магазины в Питере. В розничных, естественно, закупать ткань не имеет смысла: маленький запас и выбор. Потом искали склады. Но они привыкли работать с оптовиками и большими метражами соответственно. Обидно, когда находишь прикольную ткань, но не можешь ее купить, потому что минимальный объем не потянешь. С другой стороны, это способ экономить, удешевляя цены, закупая больше. Это вопрос готовности к инвестициям, можно взять кредит для больших партий, но нам удобнее шить регулярно небольшими тиражами.

Я знаю, что есть некоторые представительства каких-то крупных фабрик – посредники посредников посредников. Есть кто-то в Москве, в Питере вообще с этим глухо, хотя кто-то и находит контакты. Ну, допустим, ты посмотрела у такого посредника на этот маленький кусочек ткани, влюбилась, заказываешь, а потом ожидаешь поставку около месяца, а то и более. И опять же это очень большие метражи. Есть специализированные выставки, там легко можно найти контакты, много классных тканей, но опять же очень большие метражи. С Китаем еще сложнее, но у них там зато такие активные ребята.

То есть ездите за границу?

Нет, закупаем индийский и европейский деним через российских посредников. Пытаемся выйти на фабрики, но пока это сложно. Во-первых, сложности перевода. Во-вторых, посредник покупает минимальный объем и дальше распродает его более мелкими партиями. Мы нашли нескольких поставщиков, они классные. А вообще производителей джинсы очень мало. У всех в основном куча всего и где-то две позиции денима.

Об этом вы наверное не задумывались, когда начинали?

Нет (смеется). Мы изначально вообще не думали о дениме конкретно. Сейчас кажется настолько естественным заняться именно им, потому что мы его и в целом любим, и я в детстве шила себе джинсы. Со временем пришло понимание, что это может быть УТП (уникальное торговое предложение – прим. ред.) марки.

Советы новичкам:

1. План. Обязательно нужен план.
2. Не нужно бояться, переживать из-за мнения окружающих. Нужно делать то, во что веришь.
3. Ну и самообразование. Те основы, которые тебе дают в университете, ты забываешь, а что именно пригодится через пять лет, не знаешь.

В общем, не бойтесь, читайте и планируйте.

«»




Комментарии

Читать на эту тему

GO Молодая кровь:
  • 28 августа 2015

Молодая кровь: GO

Адреса магазинов

SHLZSHLZ
Оверсайз, унисекс, деним
Адреса в МосквеКаталог