Основатель «России без нас» о трудностях самиздата
  • 25.06.15
  • 6200

Основатель «России без нас» о трудностях самиздата

«Мы слушали радио, читали газеты, кликали по вкладкам в сети, но там говорили о какой-то другой России. Перед нами все реже появлялась страна, в которой мы живем. Ближайшими ориентирами в пространстве стали не соседи по лестничной клетке, а мифические «враги Родины». Но с этим смирились не все.

Мы делаем журнал именно для таких людей. Назовем их эмигрантами. Внутренними или внешними – неважно. Мы пишем для тех, кому интересна российская действительность: простая и не приукрашенная. Мы верим в неангажированный патриотизм и призываем замечать удивительное, радоваться людям, которые живут вокруг нас. А если вы уже уехали, то здесь сможете найти ту Россию, в которую захочется вернуться.

Добро пожаловать домой».

Проект «Россия без нас» создан людьми без журналистского образования. Они когда-то много снимали, а когда снимков накопилось порядка 10 тысяч, решили сделать фотожурнал. Потом появились небольшие рассказы. На сегодняшний день количество их подписчиков в «ВКонтакте» перевалило за 32 тысячи человек, а каждый пост собирает порядка тысячи лайков. Ребята уже выпустили 7 печатных номеров и книгу.

Мы поговорили с основателем «Россия без нас» Андреем Уродовым о том, с чем придется столкнуться создателям независимых журналов в России.


Андрей Уродов, основатель «Россия без нас»


Кто пишет


«У нас нет редакции как таковой. Постоянно над журналом, сайтом и социальными сетями работает 2-3 человека. Когда нет времени, один человек может доделывать сайт, верстать новый номер журнала, вести социальные сети, разносить журналы. Всякое бывает. Но ключевые люди – это наши авторы, которые пишут материалы или фотографируют в свободное время. Кто-то чуть активнее, кто-то делает одну статью в полгода, но это не беда. Мы очень редко ищем кого-то специально. Срочный материал мы можем сделать сами или с помощью друзей.

Обычно нового человека хватает на три бесплатных материала. Первый он делает, потому что хочет поучаствовать в проекте. Второй – потому что чувствуют себя частью общего дела и хочет поддержать движ, третий – потому что вроде бы надо, ребята что-то пишут, но «я уже устал, плюс появилась подработка или работа – короче сделаю и отдохну немного». И это правильно. На месте этих людей я вообще бы ничего для нас не писал – читал бы книжки в свободное время и катался на фанерке.

Нашей главной ошибкой было то, что мы не смогли предложить ничего талантливым авторам, и они ушли туда, где платят деньги. Кто-то устроился на «Дождь», а кто-то стал пожарным. Дело житейское. Ничего не поделаешь, всем нужно что-то кушать, покупать книжки, платить за учебу. Работа в самиздате эти проблемы не решает.

Откуда берутся деньги


Мы собрали 150 тысяч через краудфандинг на «Планете.ру», после выплаты всех налогов получили на руки где-то 136 тысяч рублей. На эти деньги мы напечатали шестой номер журнала в типографии. До этого мы сшивали их вручную, печатали все на обычных принтерах, в основном, чтобы подарить авторам и друзьям. Первый сайт мы делали своими силами, так что особых затрат для этого не требовалось, а с перезапуском нам помогли ребята из Tilda.

Обычно мы сотрудничаем с небольшими книжными магазинами, которые не требуют от нас документов и прочей бумажной волокиты. Хорошо, что такие места есть не только в России, но и в СНГ. Суммы, которые проходят через наши руки настолько малы, что едва ли будут интересны налоговой. Они больше денег на бензин потратят, когда решат приехать туда с проверкой.

При таком маленьком тираже заработать нереально. Мы принципиально не публикуем рекламу в журнале и социальных сетях, поэтому единственным решением для нас будет продажа рекламы на сайте. Обычно мы пытаемся просто «выйти в ноль». Конечно, способов монетизации очень много. В Канаде, к примеру, есть крутой журнал Adbusters, который работает за счет постоянного краудфандинга. Причем само издание очень узконаправленное: в нем публикуются статьи о левом активизме и противодействии мировому капитализму. Я не знаю, сможет ли эта система прижиться в нашем самиздате.

Наши журналы уходят в магазины по себестоимости, после чего каждая точка делает свою наценку. Обычно мы отправляем журналы бесплатно в регионы, а продавцы возвращают деньги после окончания продаж. В последнее время некоторые магазины стали забывать об этом. Получается, что нам нужно печатать новый номер, а мы сидим и жрем тушенку на кухне, потому что часть денег просто где-то «осела». Люди реализуют десять журналов из пятнадцати и не спешат возвращать деньги. Думают, что без их небольшой суммы мы справимся. Как показывает опыт, не справляемся. Все эти копейки собираются в огромные долги и идти в типографию попросту становится не с чем. Из-за этого мы стараемся зарабатывать на сторонних проектах. Недавно сделали небольшой тираж свитшотов с фотографиями дворов.

Как реагируют читатели


К сожалению, объяснить всем на пальцах, сколько стоит каждый тираж «России без нас», мы не можем. Наверное, многие думают, что мы какие-то небожители. А мы также ходим на работу или в универ, засыпаем кашу в кастрюльку, таскаем сумки с журналами в метро – вот такое у нас е*****е хобби.

Само понятие независимого проекта в России стало синонимом слова «некоммерческий». Как только читатели понимают, что у авторов появились какие-то средства, они почему-то начинают негодовать. Наверное, идеальным журналом для таких людей является периодическое издание с крутыми материалами, сотрудники которого живут на воде. Некоторые читатели считают, что редакция автоматически «скатывается в говно», как только публикует на сайте рекламу или запускает спецпроект.

Я вообще не знаю, как в России можно делать журналы. Вот вроде бы был «Большой город», который любили и читали все. Но когда печатная версия перестала выходить, большинство людей и ухом не повело. Да, мол, был хороший бесплатный журнал, а теперь нету. Ну и хрен с ним, почитаем что-то другое. И только несколько уважаемых людей написали колонки на эту тему, но, как видите, они мало на кого повлияли.

О сложностях сотрудничества с крупными компаниями


Издать книгу нам предложили в августе прошлого года. Все друзья, которые работали с крупными издателями, отговаривали нас от этого. Но мы встретились с ребятами из «АСТ», и нам показалось, что они вполне адекватные и с ними можно работать. Издательство «АСТ» поглотило огромное количество конкурентов, поэтому сейчас внутри него функционирует куча редакций, которые издают книги собственного профиля.

Мы работали с редакцией «Времена». Они подготовили нашу книгу примерно за месяц и понесли ее на утверждение к руководству «АСТ». И тут началось самое интересное. Все правки по книге, отправленные ребятам из редакции, застревали именно на этой стадии. По сути, работники редакций не могут ничего изменить, как бы они ни хотели сделать крутую книгу. Если что-то запрещают «сверху», то все – это табу.

Мы не могли утвердить свой вариант обложки с ноября по январь. В итоге, книгу опубликовали с теми рекламными анонсами, которые, по мнению руководства «АСТ», должны были увеличить продажи. То же самое происходит с версткой и вычиткой книги. Как только ее «тормозят» руководители издательства, у дизайнера и корректора появляется куча новых проектов. На исправление старых книг у них уже просто нет времени, потому что загруженность там огромная. После всех пререканий отложенная на несколько месяцев книга вышла почти в первоначальном ноябрьском варианте.

Девушка, которая вела наш проект, уволилась из издательства после этой публикации».

«Я занимаюсь этим проектом уже полтора года и не планирую его сворачивать».



Комментарии

Читать на эту тему

Реклама