Образ отсутствующей действительности: «Фильм д'ар»
  • 22.09.08
  • 397

Образ отсутствующей действительности: «Фильм д'ар»

Пластмасса есть не столько вещество, сколько сама идея его бесконечных трансформаций; как явствует из его обиходного названия «пластик», она зримо являет нам способность материи принимать любые формы. Поэтому это вещество и волшебно – всякое волшебство есть не что иное, как резкое преображение природы. Пластмасса насквозь пропитана нашей удивленностью чудом: она не столько предмет, сколько запечатленное движение вещества. Как и кино


Крупный план в кино «объективирует» не только наше внимание, но и, одновременно, внимание персонажа фильма: присмотревшись к выражению лица персонажа, зритель проникается происходящим у него в душе, и значит, следующий кадр может быть уже воспринят как изображение того, что видит (перед собой или внутри себя) персонаж. Трюффо, Годар, Кар Вай, Ларс Фон Триер, Лукино Висконти, Этан и Джоэль Коэны, Питер Гринуэй, Вуди Аллен, Гас Ван Сэнт, Кристофер Боэ, Антониони, Ким Ки Дук – по вечерам, лежа или как угодно на Миллионной в бывшей парикмахерской. Персонажи по обе стороны – на экране и в галерее. Что из этого смотреть? Хотите повара и вора, хотите девочку номер раз (брюнетка), номер два или всех сразу. Здесь все актеры. Некоторые просто играют свою роль качественно лучше.



«Шум» придумали в конце июня. Кино в конце XIX века. Как развлечение кино быстро приобрело широкий круг потребителей. Как искусство - они ему безразличны. «Я всегда думал, что занимаюсь философией, что кино сделано для того, чтоб заниматься философией, но более интересной, чем та, что под этим названием преподносится в школе или книгах. Дело в том, что в кино нет нужды мыслить, мыслят тобой», - сказал Ж-Л.Годар, озвучив тем самым своеобразный итог развития кинематографа: кино заявило о своей зрелости - готовности выступить в качестве альтернативы тексту в сферах традиционного господства последнего. Искусством кино помыслило себя еще в 1910-х. Крупнейшим свидетельством этого стало появление в 1908 во Франции течения, так и называвшегося: «Фильм д'ар», которое привлекло к работе в столь непрестижной сфере деятельности крупнейших драматических актеров и стремилось поднять кино на высокий художественный уровень. «Фильм д'ар» не снискал значительного успеха.

Сначала в «Шум» ходили 10-классники: смешные, грубые, пахнущие. Лапали, сосались по углам. Потом о галерее написала «Афиша» и лучше бы 10-классники. Вечер. Кино. Общий план, информирующий зрителя о месте и обстановке действия, участвующих в нём персонажах и их взаиморасположении (этот кадр является прямым наследником по-театральному организованной сцены раннего кино) - затем укрупнение на одного из персонажей, говорящего или делающего что-то - затем переход на адресата его слов или действий - и так далее, при этом как в середине эпизода, так и особенно в его конце возможен переход на общий план. Затем смех: крупный план (на экране влагалище, фильм Creamaster). Куда смотреть (опять же) - решать только Вам. В галерее множество экранов. Своеобразный коллаж, из которого реципиент сам в возможности выбрать свое кино и составить свои интерпретации. Никакой тирании изобразительных нарративов. Пространство зала в его классическом представлении как таковое отсутствует. Экран кино, зеркало напротив экрана, лица и ужимки посетителей. Когда показывали «Смерть в Венеции» Висконти зал вообще опустел, было замечательно. Денег за вход в галерею не берут, только шоколад или печенье. Можно принести вино. Проект просуществует до конца сентября. Расписание в Интернете.

Финал повествования: «Все как бы настоящее, но одновременно и игра в кино – Жан-Люк Годар; или же все настоящее, но одновременно и цитата – Франсуа Трюффо». Образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Решать вам. У каждого свое кино…

сентябрь 2008
Созонов Владимир


«Проект.Шум»
Санкт-Петербург, Миллионная 17. Пн-вс 16.00 – 23.00
Адрес в Интернет: community.livejournal.com/shum_project
Кинозал - галерея «Проект.Шум» на Миллионной 17. С 16.00 до 23.00


Комментарии

Читать на эту тему