Что не так с российским производством и как отшить коллекцию в Азии
  • 26.10.15
  • 13252

Что не так с российским производством и как отшить коллекцию в Азии

Мы поговорили с Еленой Пазухиной, директором по производственным процессам крупнейшего российского ритейлера одежды Concept Group. Елена описывает ситуацию с производством одежды в России, разбирает проблемы и перспективы, а также дает пошаговую инструкцию по поиску и организации пошива за рубежом.

Об ограничениях отечественного производства

Основная проблема отшива изделий в России в ограничении возможностей. Россия сильно проигрывает тому же Китаю, например, в выборе тканей – собственного масштабного производства у нас в стране нет. Если российский поставщик покупает ткани в Турции, Китае, Европе, то он завязан на валютных курсах, и при тех скачках, что мы сейчас переживаем, ему сложно держать конечную цену на одном уровне.

Помимо экономических ограничений есть и ограничения абсолютно производственного плана: наносить отдельно расположенные принты на одежду можно, но производить вещи с так называемым сплошным принтом практически невозможно. Для этого требуются принтованные полотна – именно то, что мы привыкли воспринимать как узор на готовой вещи. Китайское производство дает нам возможность нарисовать любой раппорт принта, то есть тот элемент, который в узоре будет повторяться бесконечное количество раз, и фабрика нанесет его с той рекомендацией цветов, которые мы дали. Возможности российского производства в этом отношении крайне ограничены.

Специальное плетение или особую выработку на российском рынке предлагают либо очень дорого, либо не предлагают совсем. Российские фабрики могут заказывать печать на ткани или ткани с особым плетением в том же Китае или Турции, но в первом случае сроки доставки таких полотен длительные, а во втором – более высокая цена.

В целом, по моим ощущениям упадок производства начался еще до того, как я начала работать в индустрии. На самом старте, работая на российской фабрике, я видела, как активно сокращается производство. Производить здесь было невыгодно – рабочая сила дорогая, тканей нет, фурнитуры нет, все импортное и покупается за валюту. С каждым новым кризисом ситуация усугублялась.


О преимуществах и перспективах производства в России

Возрождение отечественного производства начинается только сейчас. В России достаточно маленьких производств, которые готовы работать и расти. Но говорить о том, что наша швейная промышленность работает нормально, можно будет только тогда, когда у нас начнут открываться большие комбинаты по производству тканей. То есть не только те мощности, что мы уже имеем в Иваново и на Урале. Они производят очень ограниченный набор тканей, который не всегда применим, если мы говорим о модной одежде. Соответственно, когда наше производство тканей выйдет на новый более высокий уровень, швейная промышленность быстро догонит текстильную.

Перспективы развития российского производства есть. Основной плюс для отечественных компаний, желающих разместить заказ внутри страны – это сокращение производственного цикла. Доставка в пределах России занимает максимум неделю, даже если везти готовый товар издалека. Из Китая, к примеру, стандартная транспортировка занимает 2 месяца. Плюс, если снова сравнивать с зарубежным производством, то здесь мы можем говорить о других условиях оплаты – платим позже, а товар получаем в то же время.

Если российское производство воспрянет, то можно будет говорить и о размещении быстрых дополнительных заказов. Если, например, определенные модели хорошо продаются, и их нужно дополнительно пошить в необходимом количестве, то отечественное производство позволит сделать это оперативно. Отшиваясь здесь, можно мобильно среагировать на ситуацию на рынке, на продажи, на внезапно возникшие тенденции. Отшивая вещи в Китае, это очень сложно – вы в любом случае 3-4 недели будете производить дополнительный заказ. Добавьте срок доставки – даже если груз будут везти самолетом, что очень не дешево, доставка займет не меньше двух недель. Все это достаточно долго, нужна мобильность. Но к ней, мне кажется, российские производители придут позже.


О том, что делать тем, кто только запускает марку, и о возможностях азиатского производства

Если вы только запускаете марку, то начинать можно в России. Если по прошествии времени вы понимаете, что производить здесь вам становится невыгодно, то можно переходить к поиску вариантов размещения заказов за рубежом. Это может быть как Китай, так и другие популярные среди производителей страны – Индия, Бангладеш или Узбекистан. Наиболее полная база производств со всего мира хранится на alibaba.com. Все, что требуется – зайти на сайт и выбрать ассортимент, который вы хотите произвести. Стоит отметить, что здесь необходимо знание английского языка. Будет возникать очень много вопросов по условиям на английском – по оплате, качеству и другим техническим моментам. Их все равно придется решать, и к этому нужно быть готовым.

Когда производство расположено не в России, а за десятки тысяч километров от вас, вы не соберетесь и не слетаете туда одним днем просто для того, чтобы решить проблему. Соответственно, все проблемы придется решать по электронной почте, по скайпу или телефону – всеми доступными способами. Либо необходимо присутствовать на месте. Многие компании на определенной стадии роста приходят к открытию удаленных офисов в странах производства товара для более тщательного контроля поставщиков.

Китай

Поиск и особенности фабрик

Китайских фабрик на alibaba.com очень много. Есть как большие, так и маленькие – информация о численности персонала, производственных возможностях и другие необходимые данные указываются на странице фабрики. Сразу стоит отметить, что большие предприятия трепетнее относятся к собственной репутации и дорожат партнерскими отношениями с заказчиком.

С мелкими фабриками все иначе. Им не важны регулярные заказы от одних и тех же клиентов. Если вы ушли, то на ваше место придут другие. Если рабочие маленькой фабрики что-то сделают не так, то они не вникают и не беспокоятся. Уйдете, так и уходите. В приоритете на производство у фабрик могут быть заказы, которые им наиболее выгодны по условиям взаиморасчетов, количеству или другим причинам, поэтому могут не соблюдаться сроки, согласованные с заказчиком. К этому тоже нужно быть готовым.

В Китае существует прямая зависимость качества производства от цены – чем дешевле, тем хуже. Есть целые регионы, где расположены фабрики-города с дешевым производством. Они не готовы работать с проверкой качества. Другой момент в том, что в Китае активно растут зарплаты рабочих. Из-за этого цены растут от сезона к сезону – независимо от того, дешевая это фабрика или дорогая.

Отбор фабрик

Чтобы не ездить в Китай самому и не тратить на поездку значительную сумму, можно воспользоваться услугами мировых инспекционных бюро вроде SGS и MTS. За цену порядка $300-500 они проведут аудит фабрики и проверят качество. Все по мировым стандартам. Вы задаете уровень качества по системе AQL (англ., acceptable quality level, допустимый уровень качества – прим. ред), а они предоставляют очень детальный отчет с фотографиями. На основе него можно будет сделать заключение, нужно сотрудничать с фабрикой или нет.

Инспекционные бюро могут проверять качество как на запуске производства, так и после окончания – как вам будет нужно. Количество проверок ограничено только вашими финансовыми возможностями.

Минимальный объем заказа

Вряд ли кто-то возьмется выполнять заказ меньше 500 единиц на модель. Но в Китае есть фабрики, которые специализируются на очень маленьких количествах. Они скорее напоминают большие ателье. Цена, увы, будет совсем другой. Если мы говорим о промышленном производстве, это одна сумма. Но как только мы говорим, что хотим 300 штук и меньше, это абсолютно другой уровень. Вы заказали, например, 300 платьев, а производителю, чтобы покрыть минимум ткани, нужно 500. И он закажет 500 и заложит всю стоимость ткани в цену изделия. Она будет неоправданно высокой.

Подготовка технической документации для производителя

Любому производителю необходим стандартный пакет документов на модель: спецификация материалов, комплект лекал или лист измерений, описания принтов и изображений с разбивкой по цветам, объясняющие, какой цвет какому пантону должен соответствовать, технологическое описание (схемы сборки ключевых узлов), если они имеют вариативность. Нужно понимать, что если что-то не прописано в документации на модель, то поставщик сделает так, как ему удобнее и дешевле. Если вы выбираете специфическую ткань, то лучше отправить ее образец, чтобы поставщик точно понял, что необходимо для производства и корректно посчитал итоговую цену. Можно выбрать ткани у поставщиков в Китае, но в основном у швейных фабрик собственные поставщики, и они могут не захотеть контактировать не со своим производителем. Мотивировать могут, например, так: «Со своим поставщиком я работаю уже очень долго, он проверен. А в этом я не уверен. Он может захотеть работать по предоплате, что мне неудобно». Фабрики обычно не хотят таких проблем, особенно если заказ маленький.

Лекала и измерения – это отдельный разговор. Производители могут работать с собственными лекалами, могут с вашими, а также могут работать только с листами измерений. Нужно дать все измерения для декоративных и функциональных элементов – карманов, поясов и всего остального. Если вы не укажете их размер, то производитель сделает все именно так, как изображено на эскизе. Просто выполнит все в масштабе. Чем больше вы дадите информации, тем меньше будет ошибок и шансов получить что-то не то и не на том месте. В любом случае стоит иметь в виду, что если вам что-то не нравится, то после получения образца вы можете все скорректировать.

Изготовление образцов и контроль качества

До старта массового производства поставщик может по договоренности предоставить образец каждой вещи – эталон, который будет сделан в соответствии с определенными требованиями. Это измерения, посадка, цвет и рисунок. Чтобы создать предпроизводственный образец, нужно произвести все, что должно быть в изделии, в том числе и все лейблы. Он должен быть ровно таким, как и будущая вещь на вешалке в магазине. Его проверяете вы, не инспекционная служба. Необходимо проверить посадку, технологию, соответствие задумке, лекалам и документации. Если что-то не так, то возможно получение еще одного образца, который может стать эталоном. Его вы должны утвердить и подтвердить запуск швейного производства. А дальше этот образец нужен инспектору качества. Он с ним приходит на фабрику и инспектирует качество пошива.

Документы, оплата и логистика

Российская компания не может просто так перевести деньги за рубеж – таковы ограничения валютного контроля. У вас должен быть оформленный договор с поставщиком и инвойс – выставленный им счет. Вы должны открыть в банке, в котором у компании открыт счет, так называемый паспорт сделки. После этого возможен перевод денег. В соответствии с оговоренными условиями, вы оплачиваете либо всю сумму сразу, либо ее часть в случае работы по предоплате.

Когда товар готов, поставщик предоставляет коммерческий инвойс, который отражает фактическую стоимость и фактическое количество вещей. Плюс, он предоставляет вам упаковочный лист с нумерацией коробок и указанием, что где лежит. Он также должен предоставить сертификат происхождения товара (англ., certificate of origin – прим. ред), говорящий, что товар в таком-то количестве произведен таким-то поставщиком на территории Китая. Если везете морем, то поставщик обязан предоставить и домашний коносамент (англ., home bill of Landing – прим. ред), который подтверждает погрузку товара на судно. Этот документ оформляется, как только судно выходит из порта. Все документы нужно проверять, чтобы информация в них была одинаковой, и не возникало дополнительных вопросов при ввозе товара на территорию Таможенного союза.

Отдельно стоит вернуться к вопросу предоплаты. Весь мир от нее отказывается – переводя фабрике часть оплаты заранее, вы, по сути, кредитуете ее. Без предоплаты, конечно, удобнее. В этом вопросе мелким заказчикам часто не идут навстречу, но всегда можно договориться о графике пересмотра условий взаиморасчетов. Если вы все же готовитесь работать с предоплатой, то классическая схема – 30% суммы сразу, 70% потом. Также существуют схемы 15/85, 20/80.

Узбекистан

Особенности фабрик

Сейчас очень активно интересуется российскими покупателями Узбекистан – оттуда ушли европейские и американские производители, и освободились достаточно большие наработанные производственные мощности. Они ушли, потому что в Узбекистане не было запрещено использовать детский труд для сбора хлопка (как сообщало РИА Новости, в 2014 году Международная организация труда не выявила использования детского труда при сборе хлопка в Узбекистане. Правительство Узбекистана и МОТ подписали программу достойного труда в республике на 2014-2016 годы – прим. ред).

В Узбекистане существуют крупные фабрики с полным циклом производства. Они сами делают пряжу и полотна ткани, красят их, наносят принты, сами кроят, сами шьют и тут же проверяют качество и отправляют заказчику. У них, по сути, развитое производство. Но есть ограничение в видах тканей – Узбекистан является крупнейшим поставщиком хлопка на рынок и это его основной продукт. Там очень широко представлен хлопковый трикотаж, различные флисовые ткани, футер, который используется для производства свитшотов.

Изготовление образцов и контроль качества

При должном внимании товар будет конкурентен. Для этого, как и везде, необходим контроль производства. Должны быть определены своеобразные контрольные точки, по соблюдению или несоблюдению которых можно судить о качестве. Правила те же, что и при работе с Китаем – изготовление образцов-эталонов и контроль качества.

Лучше проинспектировать производство в самом начале, когда часть продукции уже готова, но основная масса еще шьется. В этом случае есть возможность что-то исправить. К следующей инспекции, когда весь товар уже готов, основная масса вещей уже не содержит дефектов, потому что мы их успели поймать в самом начале. А товар с дефектом обычно переделывается и исправляется. Но есть вещи, которые можно принять со снижением стоимости изделия, например, – стандарт для производителя гораздо выше, чем требования рынка.

Логистика и таможня

После того, как проверено качество, готовая продукция отправляется к вам – транспортировка грузов из Узбекистана быстрее, чем из Китая, и это тоже преимущество. Равно как и отсутствие таможенных пошлин. Вы проходите таможенное оформление, оформляете декларацию и не платите пошлину. В этом есть определенная экономия, которая позволяет Узбекистану конкурировать с другими азиатскими странами.

Индия, Бангладеш

Международные бренды достаточно много продукции шьют в Индии и Бангладеш. Российские марки не хотят туда идти, потому что европейские бренды имеют значительные таможенные преференции при размещении заказов в этих странах. Индия и Бангладеш входят в число развивающихся стран и считается, что заказы международных сетей позволяют этим странам развивать производство и экономику.

В Бангладеш можно размещать заказы на вязаную одежду и деним (Бангладеш действительно является одним из лидеров в производстве денима в Азии. Levi's и H&M отшивают там часть джинсового ассортимента, а Uniqlo, например, производит там селвидж-деним – прим. ред). Это одни из наиболее развитых направлений их текстильной промышленности. Они в принципе могут производить и другой ассортимент наравне с Китаем, но не все ткани они производят внутри страны. Это значит, что они должны заказывать ее в Китае, привезти в Бангладеш, пройти таможенное оформление. Но это все увеличивает срок производства. А в Индии хорошо налажено производство различных сорочечных тканей, вуалей, марлевки из хлопка и тканей из вискозы.



Комментарии

Читать на эту тему

Реклама