Как запустить марку одежды, которая будет приносить доход
  • 19.09.17
  • 3861

Как запустить марку одежды, которая будет приносить доход

Алина Муха, руководитель швейного производства Gate 31 и основатель марки кожаных аксессуаров Alina Muha, рассказала нам об основных этапах разработки коммерческой коллекции: от организации дизайн-процесса и формирования ассортиментной матрицы, до анализа конкурентов и выстраивания производственного календаря.

Алина Муха – спикер нашего курса «Стратегия формирования коммерческой коллекции», который 2 октября стартует в Петербурге, а 16 октября – в Москве. На курсе вы научитесь формировать ассортимент коллекции, исходя из вашего бюджета и целевой аудитории. Вы узнаете, какие этапы включает в себя дизайн-процесс, как их оптимизировать, какая ситуация на рынке на сегодняшний день, а также познакомитесь с успешными кейсами локальных марок. Ознакомиться с программой курса и зарегистрироваться на него можно здесь.


Алина Муха,
основатель марки Alina Muha,
руководитель швейного производства Gate 31


Организация дизайн-процесса

Когда я создавала свою марку шесть лет назад, у меня не было понимания аудитории. Я вкладывала деньги в большие коллекции и показы, и только к третьему сезону работы поняла, что моим клиентам не очень нужна одежда – им гораздо интереснее были кожаные аксессуары, которые я делала в качестве дополнения к вещам. Поэтому прежде чем начинать работу над коллекцией, необходимо выстроить образ потенциального клиента: кто этот человек, чем он занимается, куда он мог бы пойти в вещах вашей марки.

Если говорить непосредственно о процессе разработки, то любая дизайнерская коллекция начинается с мудборда. Конечно, можно учиться на чужих работах, просматривать их, чтобы иметь представление о том, что делают конкуренты и известные бренды, отслеживать тренды и какие-то интересные элементы, но мудборд в любом случае необходим. Условно, первый месяц всегда уходит на поиск настроения и фактур. Вдохновение может прийти откуда угодно: из фильмов, книг или даже отражения в луже. Далее все эти моменты нужно собрать в единый визуальный ряд.

Только собрав мудборд, можно выделить какие-то ключевые детали, которые составят основу коллекции. Часто работа начинается с форм – например, дизайнеру нравятся сложные конструкторские формы, и он строит всю коллекцию на этом акценте. А кто-то идет от деталей и сначала продумывает материалы, фактуры. После того, как появились наметки по формам и ключевым деталям, выстраивается ассортиментная матрица, которая обязательно должна быть в каждой коммерческой коллекции.


Формирование ассортиментной матрицы

У коллекции всегда есть основа – 5-7 моделей, выражающих главную идею, концепт. Допустим, ключевые вещи в коллекции – это твидовый костюм, пальто и платье с v-образным вырезом. За счет этих трех вещей необходимо держать глубину ассортимента: менять цветовую палитру, расширять размерный ряд.

И уже дальше идет «надстройка», когда дизайнер начинает продумывать, какие еще вещи он может предложить клиенту: девушка ведь не будет все время носить только платье, пальто и костюм. Если клиент марки – молодая женщина, которая работает, ездит на машине, любит рестораны, ходит в театр, нужно понимать, какие еще вещи ей могут понадобиться. За счет этого выстраивается коллекция, и ассортимент дополняется, например, юбками, брюками, блузами.

Кроме этого, дизайнер должен следить за трендами и использовать в коллекциях актуальные цвета сезона. Понятно, что спрос на классическое пальто будет всегда, но необходимо поддерживать свою клиентуру, и если в этом сезоне в тренде зеленый цвет, значит нужно делать классические пальто в зеленом цвете. Главное, не потерять индивидуальность марки за трендами. Актуальных тенденций множество, и дизайнеры начинают распыляться, создавая модели в различных вариациях: юбки разной длины, с разрезами или без, и так далее. Начинается трата ресурсов и времени, а в итоге к концу сезона продаж можно остаться с кучей одежды, которую потом сложно будет реализовать.


Анализ конкурентов и ассортиментная политика

В маркетинге есть простое правило 4P: product (продукт), price (цена), place (место) и promotion (продвижение). Это правило применимо и для формирования портрета клиента, и для анализа конкурентов.

Если вы только определяетесь с нишей, изучите, какие бренды в ней уже работают. Откройте их сайты и социальные сети и проанализируйте продукт, который они предлагают, посмотрите цены и обязательно – регион. Если конкурентный бренд на рынке не менее двух лет и продолжает удерживать цену, вероятно, в этом есть смысл и нужно понять, почему у него такая ценовая политика.

Следующий момент – место, где конкурент продает свои вещи. По наличию или отсутствию английской версии сайта вы сможете определить, насколько бренд нацелен на продажи в других странах. Под продвижением подразумевается то, как товары реализуются: Instagram-аккаунт, страница «ВКонтакте», розничные сети или только сайт. Собрав всю эту информацию, можно понять, какой путь развития подходит именно вашей марке и начать работу над продуктом.


Производственный календарь

Если подиумные коллекции выходят два раза в год, то для дизайнера коммерческого бренда существует четыре сезона и между ними еще можно выбрать два межсезонных периода: например, переход от зимы к весне и от лета к осени. Вместо межсезонных коллекций можно делать капсулы – все зависит от возможностей и производственных мощностей бренда.

График выхода коллекций индивидуален и строится с учетом того, насколько часто должен обновляться ассортимент. Марки базовой одежды, как правило, выпускают одну и ту же капсулу из сезона в сезон, лишь немного меняя детали, такие, как длина рукава, цвет, материал, приталенность силуэтов. Обновления и не должны быть глобальными – шокируя клиента радикально новым ассортиментом, вы рискуете его потерять.

Для марок, которые специализируются на пальто, сезон в Петербурге практически бесконечный, но есть самый пик – октябрь-декабрь, а потом февраль, март-апрель. В идеале, за пару месяцев до начала пиковых периодов, ассортимент должен быть отшит.

Планируя выход коллекции, нужно закладывать в производственный календарь и время ожидания поставки ткани, и время отшива на фабрике, если у вас нет собственного производства. На ожидание ткани уходит от двух недель до месяца, а график отшива зависит от производства и его загруженности заказами. Молодую марку с небольшими тиражами вполне могут «задвинуть» в самый конец очереди.

В случае со своим производством все обычно происходит таким образом: дизайнер рисует эскиз, конструктор за несколько часов делает лекала, через день-два готов образец. Реагировать нужно моментально. Если пошел дождь, срочно нужны плащи. Если готовили пальто, а наступило бабье лето, нужно срочно дошивать тренчи. Это не очень правильно, потому что можно сойти с ума, но это нормально для небольшого производства.


Выход на рынок

Тем не менее, я не рекомендую молодой марке сразу запускать собственное производство и отшивать миллион пальто, чтобы потратить кучу денег и в итоге понять, что ниша занята. На первом этапе важно тестировать продукт и каналы продаж, через которые он лучше продается.

Для коллекции начинающей марке вполне хватит 10 вещей, параллельно можно добавлять новые позиции небольшими тиражами и смотреть, как они продаются. Если из 10 вещей три единицы – это, к примеру, пальто в четырех цветах, то это уже 12 позиций, которые можно предложить клиенту.

Что касается самого продукта, сейчас многие дизайнеры пытаются выйти на рынок с коллекциями базовых вещей. Начинать с базы стало сложнее – конкуренция в этой нише высока. И мало кто может развить ассортимент так, как это сделала Нелли Недре за несколько сезонов.

Если хочешь заинтересовать аудиторию, нужно начинать с запоминающихся вещей, найти свой стиль и свою клиентуру. И только после того, как клиенты начнут регулярно приходить за идеально скроенным пальто, можно добавить в ассортимент и базовые вещи, которые будут с этим пальто сочетаться. В процентном соотношении это не более 30 % от общего ассортимента, но именно наличие базовой линейки – показатель того, что бренд успешно развивается на рынке.

Читать на эту тему