Кино недели: «Молода и прекрасна» Франсуа Озона
  • 01.09.13
  • 21664

Кино недели: «Молода и прекрасна» Франсуа Озона

Студентке литературного факультета Сорбонны Изабель всего семнадцать лет. Она наделена модельной внешностью и живет в дружной и хорошо обеспеченной семье. После летних каникул (во время которых ее лишили девственности) Изабель меняется и превращается в надменную и холодную девушку. Она не обращает внимания на робких сверстников и скучает при обсуждении поэзии Артура Рембо, а также заводит себе в интернете профиль девушки по вызову.

«Молода и прекрасна» – четырнадцатый фильм Франсуа Озона, который после небольшого кризиса, кажется, окончательно вернулся в элиту европейского кино. Прошлый его фильм «В доме» получил главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне, а «Молода и прекрасна» попала в официальную программу Каннского фестиваля, в которой фильмов Озона не было ровно десять лет (последний – «Бассейн»).

С одной стороны, Озон действительно в прекрасной форме: ему удалось снять очень красивый рассказ о молодости и взрослении, закольцованный четырьмя временами года и меланхоличным голосом Франсуазы Арди (да, это ее мы слышали недавно у Уэса Андерсона в «Королевстве полной луны»). Фильм приятно смотреть, а Марина Вакт в этой роли по-настоящему прекрасна, и в том, станет ли она звездой французского кинематографа, сомневаться не приходится.

С другой стороны, Озону как будто опять нечего сказать. Затрагивая такую щекотливую тему, он, тем не менее, аккуратно обходит все острые углы. Тут нет ни социальной критики, ни подрыва социальных устоев, ни попытки побороть фальшь в семейных отношениях, ни фрейдистских комплексов подростка, ни горячего порыва за удовольствием тела или желания нарушить немногочисленные табу. Режиссер старательно делает вид, что все это неважно. Наверное, в этой смысловой стерильности и безконфликтности кто-то может увидеть мудрую и тонкую натуру режиссера. Но я, скорее, разглядел за этим обычный буржуазный страх. Эффект одновременного присутствия и полного отсутствия – это самое точное определение режиссерского метода Озона.

Этот фильм решительно аккуратен и безобиден во всем: в нем не ломаются судьбы героев, он не приносит неудобств зрителю. Он не про легкомысленность или деньги, не про удовольствие и даже не про одиночество. Он вовсе и не про опасную игру, о которой взрослые и более опытные люди твердят юной Изабель.

Еще три фильма про проституцию:

«Дневная красавица». Луис Бунюэль

Сегодня классический фильм великого сюрреалиста может показаться не более, чем мелодрамой с Катрин Денев, в которой не так легко будет увидеть все то непристойное, что взорвало общество в шестидесятые. Кроме того, это действительно один из самых простых фильмов позднего Бунюэля. Все критики сейчас пишут, что «Дневная красавица» – предтеча фильма «Молода и прекрасна», но сам Озон открещивается от этого слишком явного сравнения.

«Спящая красавица». Джулия Ли

Студентка Люси находит по объявлению в газете весьма оригинальную подработку в закрытом частном клубе. Проституция, но во сне, в самом буквальном смысле. Под действием сильных препаратов Люси засыпает: продажа тела происходит только во сне. Крайне неоднозначный фильм австралийской дебютантки Джулии Ли пару лет назад был негативно принят на Каннском кинофестивале, где по оценке критиков занял одно из последних мест.

«Токийский декаданс»/ «Топаз». Рю Мураками

Японский эстетский фильм про молодую проститутку Ай (Михо Никайдо) культового писателя Рю Мураками. В отличие от нежной пассии Франсуа Озона сексуальная японка в этой скандальной картине проходит через все круги ада: от простой жестокости до садизма, от эротизма до садомазохизма и наркотического безумия. В ряде стран фильм был признан порнографическим.

Партнер рубрики "Кино недели" – кинотеатр в Англетере.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама