Легализация проституции: зачем это нужно
  • 12.08.14
  • 5244

Легализация проституции: зачем это нужно

Проститутка, Нижний Новгород, 2002 год, фото: Antoine D'Agata

Проститутка, Нижний Новгород, 2002 год, фото: Antoine D'Agata

Как часто человек осознает, что все его принципы и мнения – результат конкретного культурного и исторического контекста? Целиком и полностью никогда. Возможно, что порой такая мысль приходит в голову. Но когда дело доходит до застольных бесед на неоднозначные темы, разум и способность к критическому мышлению самоустраняются, зато всплывают заезженные шаблоны, не угрожающие тесному мирку с детства вбитых в голову ориентиров. И это не плохо, а вполне себе закономерно: без принятых большинством ценностей общество существовать не может. С другой стороны, мы живем в XXI веке, современные технологии развиваются семимильными шагами, на дворе эпоха глобализации. И как бы ее ни ругали все, кому не лень, кругозор современного человека расширился, а значит теперь гораздо легче отойти от штампов.

Когда в июле этого года на Международной конференции по распространению СПИДа в Мельбурне ученые-медики выступили с призывом легализовать проституцию, поднялась очередная волна бурных споров. В России многие высказались в пользу инициативы, из чего можно сделать вывод о том, что отношение к девушкам, занимающимся проституцией, и к профессии в целом стало терпимее. В реальности оно остается стабильно негативным. Легализацию оправдывают, аргументируя свою позицию снижением уровня распространения ВИЧ, сокращением сектора теневой экономики, ростом налоговых поступлений в бюджет. Проституток, однако, продолжают считать аморальными, необразованными, опустившимися женщинами. Если ночная бабочка, то обязательно либо стоит на обочине трассы, либо разъезжает на Bentley клиента-олигарха. О том, что девушкой по вызову может оказаться приветливая и прилично одетая соседка напротив (скорее всего с семьей), никто не задумывается.

На отношение к проституции влияет, главным образом, сложившийся культурно-исторический фон, формировавшийся под влиянием религии и идеологии. В то время как в России проституток порицают, в Таиланде, например, не видят ничего постыдного в том, чтобы взять замуж бывшую работницу сексуального фронта. Ладно Тайланд, но даже в Европе, где единственным приемлемым выходом для проститутки в Средние века был постриг в монахини, к ним относятся гораздо спокойнее. В Амстердаме даже можно найти памятник одной из них, надпись на котором гласит: «Уважайте работников сексуального труда во всем мире». Установка аналогичного произведения искусства в Москве или Санкт-Петербурге, как ни крути, идея неосуществимая.

Бронзовая статуя Belle («Красавица»), Амстердам

Бронзовая статуя Belle («Красавица»), Амстердам, фото: http://www.alisternoorm.com/archives/572

В России проституция существовала издревле, разве что в Средние века в отличие от Европы не было публичных домов. Несмотря на то, что официально борьба с ней началась во время правления Петра I, негативное отношение к проституткам появилось раньше, что неудивительно, если учесть степень влияния религии. В 1843 блудницам начали выдавать желтые билеты – альтернативу паспорту, позволяющую легально заниматься ремеслом. Получив желтый билет однажды, а для этого достаточно было попасться всего раз, от соответствующей репутации было уже не избавиться, и женщина была обречена продолжать вести соответствующий образ жизни до конца своих дней. Попасться было легко: прислугу соблазнял хозяин, работницу фабрики – мастер, тайное становилось явным, и дорога на улицы или в бордель была заказана. Хотя большинством проституция осуждалась, для интеллигенции дореволюционной России проститутка была «жертвой общества», заслуживающей жалость, а не порицание.

Желтый билет

Желтый билет

После Октябрьской революции все нормы государственного контроля проституции были отменены, девушки с панели даже пытались создавать собственные профсоюзы. Преследования начались с «военным коммунизмом». Наказание было суровым – колония, а в случае рецидива – лагерь НКВД. Бордели и сутенеры исчезли, однако полностью явление искоренить не удалось.

1920-е, проститутки Архангельска

1920-е, архангельские проститутки

Существование проституции советская власть не признавала. Секс не обсуждался в принципе, тем более не говорили о сексе за деньги. Упоминания о проститутках в СМИ отсутствовали, что создавало иллюзию здорового общества. В перестройку нелегальный бизнес вышел из подполья, о проституции заговорили снова. В 1988 году в журнале «Аврора» была опубликована повесть Владимира Кунина «Интердевочка», вызвавшая большой резонанс. Позже по ней сняли всем известный одноименный фильм. Даже несмотря на то что проблему вновь стали обсуждать, для поколений, воспитывавшихся в СССР, преодолеть нормы советской морали оказалось непосильной задачей. И именно эти люди сейчас находятся у власти и принимают политические решения.

Проститутки на одной из улиц Москвы, 1989 год. Фото: Валерий Христофоров, Фотохроника ТАСС

Лучиком солнца в темном царстве стал интернет. С появлением возможности анонимного общения с большим количеством пользователей одновременно, стало реально окунуться в жизнь тех, с кем судьба маловероятно столкнет лично. Показательный пример – блог проститутки Кэт, моментально завоевавший популярность в российской блогосфере в 2011 году и в некоторой степени развенчавший миф об аморальности и низких интеллектуальных способностях проституток.

Проститутка Кэт на премии «Живого Журнала» «Рында года» за 2011 год, фото: http://www.ridus.ru/

Проститутка Кэт на премии «Живого Журнала» «Рында года» за 2011 год, фото: http://www.ridus.ru/

Рассуждать о проституции как о норме или болезни можно до бесконечности. Факт в том, что искоренить явление не удастся. А если что-то нельзя поменять, то это надо принять. Проституция – проблема общества, а проститутка – всего лишь продукт этой проблемы, ведь где есть спрос, там есть и предложение. Речь не о культивировании в себе чувства жалости к сонечкам мармеладовым, а об отказе от навязываемого на протяжении многих веков мнения, что проститутки стоят в одном ряду с мошенниками, ворами и убийцами. Конечно, никто открыто не заявит о том, что стать проституткой и совершить убийство – поступки сопоставимые, но в подсознании большинства весь преступный мир един с моральной точки зрения. Все склонны вешать на окружающих ярлыки, и у многих в голове образ проститутки слишком однобокий. И хорошо, если это Соня Мармеладова, но зачастую ему далеко даже до Тани Зайцевой из «Интердевочки».

Легализовать проституцию необходимо. И не в целях усиления контроля за теневым бизнесом, улучшения показателей здравоохранения или увеличения бюджета России, а потому что тысячи женщин нуждаются в защите, но не могут ее получить из-за лицемерия людей, у которых в жизни все сложилось немного удачнее.

Восемнадцатилетняя советская проститутка, 1991 год

Восемнадцатилетняя советская проститутка, 1991 год

Свердловский бордель, 2010 год, фото: http://rusrep.ru

Свердловский бордель, 2010 год, фото: http://rusrep.ru

Проститутка, Киев, 2006 год, фото: Jim Goldberg

Проститутка, Киев, 2006 год, фото: Jim Goldberg

Комментарии

Читать на эту тему