Посетить современный театр и не сойти с ума
  • 28.08.14
  • 2586

Посетить современный театр и не сойти с ума

Современное искусство семимильными шагами идет по пути усложнения. Давно уже никого не удивишь картинами Да Винчи, музыкой Баха и пьесами Шекспира. Гениальная простота сменяется заумной сложностью, а новые художники больше похожи на детей – им необходимо сломать старую игрушку, разложить детали в только им одним ведомом порядке, а потом собрать из них и еще других, попавшихся под руку предметов, что-то новое. Особенно эти игры в творца заметны в театре – всем известные пьесы порой выворачивают до неузнаваемости. Конечно, никому уже давно не интересно смотреть «Ромео и Джульетту» в нафталиновых нарядах, стилизованных под XVI век, и с громоздкими реалистичными декорациями. Но иногда режиссеры в попытках осовременивания и привнесения новых смыслов доходят до полного абсурда.

***

Romeo_Juliett@verona.com

На сцене – старый ржавый танк, разрисованный надписями в духе «Боже, храни человеческий механизм», «Любовь – кровавое месиво», «Лучшие друзья девушек – метамфетамины» и т.п. На танке лежит голая Джульетта. Вокруг танка – чучела белых кроликов, измазанных кислотно-зеленой краской. Появляется Ромео. Он запинается о кроликов, грязно ругаясь по-венгерски. На нем – розовый спортивный костюм с блестящей надписью «Pussy Riot» на спине. Звучит музыка из фильма «Эммануэль».
Ромео: О милая! О жизнь моя! О радость!
Стоит...
Эта фраза остается недосказанной, чтобы усилить акцент на сексуальной неудовлетворенности Ромео.
Губами шевелит, но слов не слышно.
Пустое, существует взглядов речь!
Над сценой, на экране появляется огромный глаз-рот.
Глаз-рот: Ах, если бы глаза её на деле
Переместились на небесный свод!
При их сиянье птицы бы запели,
Принявши ночь за солнечный восход.
Просыпается Джульетта. Она страдает похмельем. Пытаясь встать, Джульетта падает с танка прямо на чучела кроликов.
Джульетта: О, горе мне!
Ромео в недоумении. Звучит любая из композиций группы «Cannibal corpse».

***

Подобные постановки вызывают у зрителя яркие эмоции: шок, восторг, недоумение. Никто не остается равнодушным. Билеты разлетаются, как горячие пирожки. Все довольны. Но порой ловишь себя на мысли, выходя из театра, что тебя обманули. Яркая вычурная оболочка. А где содержание? Форма убила Чехова. Форма изнасиловала Шекспира. Форма раздавила Ибсена. Неужели так сложно найти идеальную грань между текстом и постановкой? Современный мир, конечно, хаотичен и безумен, но устраивать пир во время чумы – не самый удачный выход из положения.

***

Гамлет. Порно

Полоний с видеокамерой прячется за занавеской. Он снимает все происходящее. Съемка транслируется на большом экране – таким образом зрители видят действие, как со стороны зала, так и глазами Полония. На кровати лежит Офелия в полупрозрачной сорочке. Входит Гамлет.
Офелия (оголяет бедро): Милый принц,
Ну, как здоровье ваше в эти дни?
Гамлет (медленно расстегивает рубашку, демонстрируя накаченный торс): Благодарю: здоров, здоров, здоров!
Офелия (жестом приглашает Гамлета на кровать): Принц!
У меня подарки есть от вас.
Я их давно вам возвратить хотела,
Пожалуйста, возьмите их.
Гамлет (ложится рядом, поглаживает грудь Офелии): Нет, нет,
Я ничего вам не дарил...
Начинают ласкать друг друга, попутно снимая одежду. Следующие слова Офелия произносит, перемежая их со сладострастными стонами.
Офелия: Дарили, принц, дары сопровождая
Такою лаской, что они невольно
Мне делались еще ценней. Теперь
Их аромат исчез. Возьмите. Мне
Подарки не нужны, коль нет любви...
Возьмите их...
На экране зрители видят, как Полоний мастурбирует во время этой сцены.

***

Главное и единственное оправдание концептуального режиссера: «Я так вижу, а значит так оно и есть». Существует множество современных пьес, которые написаны уже с расчетом на подобную постановку. А игры с классикой чем дальше, тем больше напоминают грубые пародии. Футуристы в свое время сбрасывали достопочтенных авторов прошлого с корабля современности. Сегодняшние экспериментаторы вылавливают их трупы, оживляют и делают своими рабами.

***

Отелло рассвирепело - 2

Сцена оформлена в готическом стиле – массивная кровать, украшенная черепами, красные свечи в подсвечниках, огромный портрет Бориса Карлоффа на стене. За сводчатым окном сверкает молния. В углу сцены стоит массивный орган, на котором играет Дездемона. На ее ноге - цепь. Она прикована к кровати. Входит Отелло, изящный и изможденный, с бледной кожей и длинными светлыми волосами. На нем – костюм в викторианском стиле. Говорит он тихо и неуверенно.
Отелло:
Ты помолилась на ночь, Дездемона?
Дездемона: Да, мой синьор.
Отелло: Когда ты знаешь за собою грех,
Непримиренный с милостью небесной,
Покайся в нем сейчас же.
Мне тяжко убивать
Твой неготовый дух.
Дездемона (падает перед на колени перед Отелло):
Святое Небо, сжалься надо мной!
Отелло: Аминь, всем сердцем!
За окном появляется полная луна. Кожа Отелло начинает темнеть, его фигура меняется. Все эти метаморфозы сопровождаются криками Дездемоны, карканьем ворона за окном, завываниями ветра и саундтреком из «Психо». Затемнение. Когда свет загорается, зритель видит огромного чудовищного темнокожего человека вместо Отелло.
Дездемона: Ты страшен,
Когда вот так ворочаешь глазами.
О, дай прочесть мне хоть молитву!
Отелло: Поздно.
Набрасывается на Дездемону, впиваясь своими зубами в ее шею. Кровь брызжет в разные стороны, декорации начинают рушиться под «Сарабанду» Генделя.

***

Если вам понравились художественные отступления в виде вариаций на известные сцены из пьес Шекспира, но вам не с чем сравнить – рекомендуем следующие постановки:

1. «Макбет. Кино», театр Ленсовета (Спб)

2. «Мертвые души» Гоголь-центр (Москва)

3. «Ромео и Джульетта» Сатирикон (Москва)

4. «Гамлет. Коллаж» Театр Наций (Москва)

Комментарии

Читать на эту тему