Как интернет-технологии влияют на то, что мы покупаем
  • 11.09.14
  • 6047

Как интернет-технологии влияют на то, что мы покупаем

Fashion week. Chanel show. 2014

Fashion week. Chanel show. 2014, фото: Alex Majoli

Сегодня технологии влияют не только на то, где, когда и как мы покупаем, но и на то, что мы покупаем и в каких количествах. Не зря словосочетание «общество потребления» стало популярнее с активным развитием интернета. Одежда – это идеальное средство потешить самолюбие, а самолюбие – идеальная основа для манипуляций. Технологии, в свою очередь, предоставляют возможности для ненавязчивого воздействия на покупателей. В панике удалять свои страницы из социальных сетей не нужно, нужно разобраться, как технологии влияют на то, с какой скоростью уходит зарплата. Стоит поработать над собой и начать уже тщательно фильтровать информацию, которая засоряет память и искажает восприятие.

Проблема: интернет-технологии сужают кругозор

Сложно представить, насколько интернет, при всей масштабности своего охвата, сужает наш кругозор. Мы практически перестали получать информацию из других источников. Во второй половине нулевых шопинг резко перенесся из торговых центров в интернет. Сначала повсеместно начали появляться интернет-магазины. Затем настала эпоха доминирования социальных сетей, и все марки завели страницы на Facebookи в «Вконтакте». С точки зрения тайм-менеджмента, все логично: подписываешься на интересующие тебя группы и отслеживаешь их новости в ленте, не переходя на каждый сайт в отдельности. Казалось бы, в этом нет ничего страшного, но упрощение получения информации неизбежно влияет на ее качество. В итоге представление о коллекциях сезона сводится к витринам Zara, Topshop, H&M, выбору байеров популярных мультибрендовых интернет-магазинов и ленте новостей, где наибольшим спросом пользуются паблики с фото кутюрных коллекций и странички гигантов вроде Inditex.

Что делать: составить себе маршрут из шоу-румов города, пройтись по ним и найти те магазины, в которые приятно будет регулярно заглядывать; больше смотреть по сторонам; подписаться на паблик об искусстве или фотографии и отписаться уже от бесполезных групп, засоряющих ленту.

H&M в Нью-Йорке

Магазин H&M в Нью-Йорке

Проблема: картинка не соответствует действительности

Основная проблема с фотографиями в сети – они совершенно неправдоподобно отражают реальность. Вещи River Island, например, периодически выглядят так, как будто это Versace. Главным становится не то, что показывают, а то, как показывают. И неважно, насколько вещь качественная: если свет и ракурс удачные, а модель красивая, то ее купят. К тому же количество изображений, которые среднестатистический пользователь просматривает каждый день, возросло в несколько раз с начала нулевых. Глаз замылился у всех, поэтому основной целью для марки стало затмить конкурента своей подачей, запомниться, перебить впечатление. Картинка становится приоритетом, а не то, что на ней изображено. Для марки это значит: не умеешь продвигать бренд в социальных сетях и не хочешь нанимать профессионального фотографа с SMМ специалистом – ты в пролете.

Что делать: прежде чем покупать десять вещей неизвестной марки, нужно заказать одну и проверить качество.

River Island FW 2014

River Island FW 2014

Проблема: скрытая реклама в Instagram

Instagram, как и прочие социальные сети, позволяет магазинам создавать собственные аккаунты. Но, в отличие от того же Facebook, они вызывают большее доверие благодаря практически полному отсутствию текста и профессиональных фотографий. Instagram изначально задумывался как приложение «для людей», и его до сих пор воспринимают как платформу, свободную от рекламы, как явной, так и скрытой. Что, конечно, не так. Мощнейший рычаг воздействия Instagram – это знаменитости: актрисы, певицы, модели. На них подписаны миллионы, и, естественно, маркетологи не могли проигнорировать возможность добраться до такой обширной аудитории. Публичным личностям платят и немало за рекламу продукции различных брендов на своих страницах. Подписчики не верят, что снимок на iPhone, а не на профессиональную камеру, может быть рекламой.

Что делать: относиться скептически к тому, что публикуют знаменитости и, в принципе, взять за правило не ориентироваться на людей, зарабатывающих на внешности.

Instagram Алены Водонаевой

Instagram Алены Водонаевой

Проблема: смартфоны не дают времени на принятие решения

Самый эффективный способ заставить покупать – лишить времени подумать. Появление смартфонов дало возможность интернет-магазинам создавать мобильные версии сайтов с возможностью совершать покупки без компьютера. Представьте: МКАД, бесконечная пробка, день выдался тяжелым, настроение – тлен. Что сделать, чтобы оно улучшилось? Купить новые туфли. Ощущение того, что ты тратишь реальные деньги, пропадает: ты не достаешь кошелек, не отдаешь банкноты, только нажимаешь на кнопочку. Идея получила развитие, и скоро появятся первые мобильные торговые центры или, например, приложение, позволяющее оформить заказ на вещь через час после того, как ее показали на подиуме. В итоге люди перестают структурно мыслить, только реагируют на импульсы.

Что делать: противостоять соблазнам и четко планировать бюджет, тут все зависит от силы воли.

Модели

Фото: Martin Parr

Проблема: технологии думают за нас

Радость творчества в скором времени убьет приложение Mallzee. Программа будет показывать только те вещи, которые, скорее всего, понравятся пользователю, исходя из его поисковых запросов. Учитываться будут не только любимые марки, но и заведения, рекомендации стилистов и блогеров. Скорее всего, приложение завоюет популярность у любителей интернет-шопинга. Решать, что надеть с утра, может и станет легче, но вкус и стиль – это, прежде всего, проявление творческих способностей. Самая умная программа не сможет учесть человеческий фактор.

Что делать: не скачивать такие приложения и чаще пробовать экспериментировать со своим образом.

Анна Винтур

Фото: Alex Majoli

В развитии интернет-технологий есть и положительные стороны. Информацию стало гораздо легче добывать. Главное – умение отфильтровать лишнее и не вестись на провокации. К тому же, несмотря на то, что потребности стало легче навязывать, их стало легче и улавливать. Люди хотят покупать больше и дешевле: платье в пайетках на одну тусовку, каблуки на одно свидание, купальник на один отпуск, – модная индустрия предоставляет им такую возможность. Кто зачинщик, а кто жертва в такой ситуации – вопрос неоднозначный.

Тем не менее, тенденция на лицо: люди все больше времени проводят в своих смартфонах и все меньше в реальном мире. Мода всего лишь пытается стать частью меняющейся действительности. К тому же любой прогресс не обходится без потерпевших. Обычно страдают предприниматели, у которых нет возможности перестроиться: появление универмагов разорило множество мелких розничных торговцев (вспомните «Дамское счастье» Золя ), а повсеместное использование электронных книг ударило по книжным магазинам. Однако сегодня с повсеместным развитием интернет-технологий у разбитого корыта рискуют остаться не компании, а мы. Чем больше места занимает техника в нашей жизни – тем легче нас становится обмануть.

Комментарии

Читать на эту тему