Тенденция: Стрит-арт как новое музейное искусство
  • 17.10.14
  • 3579

Тенденция: Стрит-арт как новое музейное искусство

Несколько дней назад на аукционе Philips велись торги за произведение Бэнкси, одного из самых известных стрит-арт художников современности, а его недавний рисунок на стене в английском городе Фолкстон закрыли специальной пленкой для сохранности. Еще двадцать лет назад такое было невозможно: настенные изображения вплоть до 2000-х были вне закона. Однако в последнее время вкусы галеристов изменились: не постмодернисты, а именно мастера граффити находятся в центре их внимания. При этом попытки загнать уличное искусство в музейные залы были встречены сообществом самих художников с осуждением. Так, в фильме «Девиантное поведение», снятом известной московской граффити-командой «Зачем», закадровый голос произносит слова их манифеста: «Фестивали… Любой фестиваль – это паршивая рекламная акция, отрыв бабла с помощью публичного процесса создания граффити. Художнику жалко инструмента, который используют для всего этого. Нет фестивалям, только чистый вандализм!»

Работа британского художника Seth

Конечно, граффити-изображения появились не вчера. Они существовали на протяжении всей истории человечества и во всех культурах: их можно увидеть как на стенах древнеримских судов, так и на колоннах древнерусских храмов. Однако как разновидность стрит-арта граффити возникло всего сто лет назад в США и использовалось зачастую как средство политической агитации. В 1970-1980-х годах из инструмента пропаганды оно превратилось в самодостаточное направление искусства. Только с начала 2000-х годов рисунки граффити стали коммерчески востребованными.

Изображение лошади, вырезанное на стене Софийского собора в Киеве, XI век

The Economist возлагает ответственность за переход граффити от противозаконного к успешному и даже поощряемому виду искусства на Бэнкси. Его острые политические и анти-военные работы, появившиеся в начале 2000-х, стали популярными, вызвав волну интереса к стрит-арту в целом.

Работа Бэнкси

Однако нельзя сказать, что популярность граффити основывается исключительно на свежести идей и нетрадиционности исполнения. Как точно подметил Раппопорт в своей статье «Граффити и High Art», интерес к стрит-арту возник на фоне кризиса музейного искусства: «Писать о новом искусстве становится все труднее. Новых идей практически не появляется, статьи об искусстве на 99 процентов – не об искусстве, а о назначениях на посты директоров музеев, расширении или строительстве новых музейных зданий, о ценах на картины, о новых аукционах и пр. Но и эти темы не блещут новизной».

Первые стрит-арт выставки стали появляться в середине 2000-х. С тех пор по всему миру практически каждый год организуются фестивали и выставки граффитистов, снимается множество фильмов, а пресса исправно пишет о новых творениях известных мастеров.

Кадр из фильма «Девиантное поведение»

В данном случае интересно мнение самих художников, которые не хотят превращаться в респектабельных мастеров. Искусство граффити, по их мнению, родилось на улице и там же должно оставаться. Его ценность во взаимодействии с окружающей средой, архитектурой и прохожими. Убрав эти факторы, часто уходит остроумность произведения.

Рисунок художника Nuxuno Xän – яркий пример взаимодействия произведения и окружающей среды

Граффитисты не стремятся к известности, не хотят персонифицировать и увековечивать свои произведения, как это обычно происходит в классическом искусстве. Бэнкси, например, до сих пор скрывает свое лицо. В этом весь смысл: мир меняется – появляются новые рисунки, тонко отражающие сиюминутные тренды и настроения. Будучи заточенным в душных музейных залах, этот вид искусства трансформируется, но при этом точно утратит свои корни.

Также довольно спорен вопрос о ценности этих произведений. Раппопорт пишет, что «граффити не лишены интеллектуальных претензий, но они упорно подчиняют свои идеи орнаментации». В то время как высокое искусство должно быть индивидуальным.

В итоге получается замкнутый круг. Галеристы жаждут глотка свежего воздуха в современном изобразительном искусстве, которое уже давно находится в кризисе. Однако велик риск, что, став частью этой, прежде всего, коммерческой системы, стрит-арт потеряет свою уникальность. Мы такое видели уже не раз.

Стрит-арт в Мельбурне, Австралия

Комментарии

Читать на эту тему