Отечественные фильмы, которые добрались до «Оскара»
  • 21.10.14
  • 10362

Отечественные фильмы, которые добрались до «Оскара»

«Левиафан» Андрея Звягинцева еще не дошел до отечественного зрителя, но уже уверенно собирает престижные международные награды: взяв приз за лучший сценарий в Каннах, он стал главным фильмом недавно прошедшего Лондонского кинофестиваля. Впереди битва за «Оскар». Пока неизвестно, войдет ли картина Звягинцева в шорт-лист самой престижной кинопремии мира. Но если академики все-таки выдвинут ее в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», у нас может появиться еще одна национальная гордость.

Андрей Звягинцев – счастливый обладатель приза Каннского кинофестиваля 2014 года за лучший сценарий к фильму «Левиафан»

Советские и российские фильмы много раз становились фаворитами Каннского и Венецианского киносмотров. С «Оскаром» ситуация сложнее. Даже попасть в шорт-лист – предел мечтаний для режиссеров, а уж получить награду – нечто из разряда фантастики. Однако и такие чудеса в истории отечественного кинематографа случались. Давайте вспомним эти заслуженно отмеченные Американской киноакадемией фильмы.

Фильмы, номинированные на «Оскар»

«Братья Карамазовы» реж. Иван Пырьев (1968)

Трехсерийная экранизация последнего романа Достоевского стала последним фильмом и для Ивана Пырьева. Он умер после окончания съемки второй серии, а третью режиссировали актеры «Братьев Карамазовых» – Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

«Чайковский» реж. Игорь Таланкин (1970)

Образцовый байопик о великом русском композиторе был представлен на «Оскар» в двух номинациях: «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая адаптация музыкальной темы». Помимо этого, фильм номинировался на «Золотой глобус», а Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Чайковского, получил награду за эту роль на фестивале в Сан-Себастьяне.

«А зори здесь тихие» реж. Станислав Ростоцкий (1972)

Душераздирающая история о женском взводе стала хитом проката не только в СССР, но и в Китае, где позже сняли ремейк фильма Станислава Ростоцкого. Помимо номинации на «Оскар», «А зори здесь тихие» взяли и памятный приз на Венецианском кинофестивале.

«Белый Бим Черное Ухо» реж. Станислав Ростоцкий (1978)

Фильм о драматической судьбе собаки и ее хозяина до сих пор вышибает слезу, оставляя далеко позади «Хатико» и «Освободите Вилли». Видимо он растрогал и киноакадемиков. Правда награду так и не взял.

«Частная жизнь» реж. Юлий Райзман (1982)

Сергей Абрикосов, бывший директор одного крупного завода, уходит на пенсию. Он всегда был жестким руководителем, непримиримым к людским слабостям. Но время изменилось, а его убеждения остались незыблемыми. Люди, окружающее Абрикосова, перестают соответствовать его понятиям о том, каким должен быть советский человек. Этот фильм, в отличие от других отечественных номинантов, сейчас мало кому известен. Даже видеофрагментов его не найти на просторах интернета.


«Военно-полевой роман» реж. Петр Тодоровский (1983)

Любовная история, происходящая в тяжелое послевоенное время, сначала покорила Берлинский кинофестиваль, где Инну Чурикову отметили как лучшую актрису. После этого фильм был номинирован и на «Оскар».

«Урга – территория любви» реж. Никита Михалков (1991)

Самый экзотический фильм Никиты Михалкова о любви и толерантности вырос из анекдотического сюжета о том, как монгол, проживающий на севере Китая, поехал в город за презервативами, потому что у них с женой трое детей, а больше по закону иметь невозможно. Киноакадемики по достоинству оценили нетривиальность подхода русского режиссера к тому, как снимать кино об отношениях, будь то любовные или межнациональные, но «Оскара» за этот фильм так и не дали.

«Кавказский пленник» реж. Сергей Бодров ст. (1996)

Сергей Бодров, перенеся действие одноименного рассказа Льва Толстого в современность, снял актуальный на то время фильм о Чеченской войне. Художественные достоинства «Кавказского пленника» отметили номинациями и на «Золотой глобус», и на «Оскар».

«Вор» реж. Павел Чухрай (1997)

Картина Павла Чухрая, раскрывающая классическую, заложенную еще Достоевским, сюжетную формулу преступления и наказания, была номинантом на «Оскар», «Золотой глобус», «Феликс», но привезла в Россию только специальный приз Венецианского фестиваля.

«12» реж. Никита Михалков (1997)

Судебная драма Никиты Михалкова является ремейком классического голливудского фильма «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957). Не удивительно, что «12» заинтересовали Американскую киноакадемию.

Фильмы, взявшие «Оскар»

«Война и мир» реж. Сергей Бондарчук (1967)

Эпопея Сергея Бондарчука является эталоном того, как нужно снимать высокобюджетные костюмные фильмы с огромной массовкой. Вполне закономерно, что «Война и мир» получила «Оскар» – на тот момент даже в Голливуде подобных масштабных фильмов было по пальцам пересчитать.

«Дерсу Узала» реж. Акира Куросава (1975)

Фильм классика японского кино, Акиры Куросавы, снятый в СССР, не мог пройти незамеченным. Завораживающая картина о путешествии по Уссурийской тайге покорила весь мир и получила заслуженный «Оскар». До «Мертвеца» Джима Джармуша было еще много лет.

«Москва слезам не верит» реж. Владимир Меньшов (1975)

Знаменитый фильм Владимира Меньшова представлять не надо – он является одним из самых любимых российским зрителем фильмом наряду с «Иронией судьбы» и «Кавказской пленницей». Не меньше он полюбился и на Западе. А все дело в том, что, несмотря на реалии СССР, кино получилось универсальным и понятным всем и везде.

«Утомленные солнцем» реж. Никита Михалков (1994)

Три фильма Никиты Михалкова были номинированы на «Оскар», но получил его только один. Трагическая история одной семьи на фоне непростых времен сталинских репрессий, снятая в самый сложный период для русского кино, до сих пор является главной культурной гордостью постсоветской России.

Комментарии

Читать на эту тему