Кайся, борись и смейся: Смерть и болезни глазами художников
  • 23.10.14
  • 15724

Кайся, борись и смейся: Смерть и болезни глазами художников

Новости о лихорадке Эбола захватили все мировые СМИ, потеснив даже известия, связанные с Украиной. Каждый день мы читали о новых очагах заражения, сотнях жертв и поисках лекарств. На этой неделе вроде бы ситуация начала проясняться: заболевшие начали выздоравливать, а разговоры о новой чуме XXI века отложились до следующих невиданных штаммов вирусов.

Страх пандемии, массовой эпидемии сидит глубоко в человеческом подсознании, и визуальная культура эксплуатирует это. Изображая болезни, она заставляет зрителя вновь испытать ужас, который, несмотря на многолетнюю историю сравнительно успешной борьбы с вирусами, до сих пор живет в людях. Так как в разные эпохи к пандемиям относились по-разному, художники предлагают несколько вариантов самых распространенных общественных стереотипов.

Первый вариант: страх

Кто виноват в эпидемии: Бог наслал
Что делать: молиться

Во все времена любую болезнь население воспринимало как наказание небес, Божью кару за человеческие грехи. В Средневековье, когда в Европе началась эпидемия чумы, все ожидали конца света. Французский историк Жан Делюмо пишет, что сначала власти и врачи старались не замечать эпидемии, чтобы успокоить себя и население. По его мнению, в этом играл роль подсознательный страх перед необходимостью противостоять смертельной опасности. Церковники же действовали по привычной схеме: призывали молиться.

В произведениях того времени очевидно настроение художников, которые призывают не воевать, а смириться с положением дел. Впрочем, такие настроения сопутствовали эпидемиям и впоследствии: болезнь изображалась в виде монстра, «выкашивающего» население.

Иллюстрация «Похороны жертв чумы в Турне» из «Хроник Гилля Майзета» 1272 – 1352 годы

Питер Брейгель старший «Триумф смерти»

Питер Брейгель «Триумф смерти» фрагмент

Арнольд Беклин «Чума» 1898 год

Обложка французского журнала начала XX века

Второй вариант: вера в победу

Кто виноват в эпидемии: микробы, крысы, грязь
Что делать:
бороться

С окончанием эпохи Средневековья и началом Нового времени с его просвещением и расцветом науки, к пандемиям начали относиться как к вызову врачам и ученым. Больше никаких монстров на картинах и плакатах, только сила человеческого духа и ощущение близкой победы. Впрочем, широкие слои населения продолжали и продолжают до сих пор воспринимать эпидемию как конец цивилизации – страхи Средневековья продолжают сидеть в подсознании.

Отиай Ёсиику «Трое могучих мужчин побеждают оспу» 1870-е

Отиай Ёсиику «Лечение оспы» 1862

Французский плакат XVIII века «Позаботился о вакцине – победил оспу»

Кимура Такэдзиро «Уничтожая холеру» 1886

Тайсо Ёситоси «Иллюстрированный рассказ о профилактике холеры» 1877

Датский плакат о борьбе с туберкулезом

Советский плакат 1920-х годов о борьбе с туберкулезом

Третий вариант: смирение и наблюдение за тихим угасанием

Кто виноват в эпидемии: злой рок
Что делать:
ждать смерть

Художник может найти эстетику во всем, даже в смерти. Так, Василий Поленов изобразил русскую студентку Елизавету Богуславскую, приехавшую в Рим учиться, но тяжело заболевшую и умершую от туберкулеза. Эгон Шиле, австрийский художник начала XX века, пошел дальше: умирающий от эпидемии испанского гриппа художник изобразил на портрете себя и свою уже покойную беременную жену вместе с неродившимся ребенком.

Василий Поленов «Больная» 1886 год

Английский плакат середины XIX века The Prevailing Epidemic. Под названием идет подпись: «Можешь смеяться, мой мальчик, но ни одна шутка не кажется забавной, когда у тебя грипп»

Эгон Шиле «Семья» 1918 год

Последний вариант: ирония

Кто виноват в эпидемии: человеческая глупость
Что делать:
ничего, пусть невежды умирают

Юмор спасает в любой ситуации. Карикатура английского художника Джеймса Гилрея была помещена в издании антипрививочного общества: здесь высмеивается прививка от оспы, сделанная на основе коровьего штамма заболевания. Художник изобразил быков, вылезающих у людей из самых неожиданных мест.

Джеймс Гилрей «Коровья оспа или неожиданные эффекты новой прививки» 1802 год

В XIX веке в России было несколько волн заболеваний холерой. Интересно на эту тему «пошутил» русский художник Павел Федотов. Он создал картину, сюжет которой объяснил в стихотворении, написанном на обороте работы:

«Как лукавого в грехах
Наш брат вечно укоряет,
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Все всему она виной,
Всё холера. Так, иной
Чуть до вкусного дорвётся,
Не утерпит - так нажрётся,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку впору.
Так подчас забывши страх,
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата.
Смотришь – худо. Кто ж вина?
Все холера виновата»

Павел Федотов «Все холера виновата» 1848 год

В общем, на эпидемию можно смотреть с разных точек зрения. Осталось только понять, какую из них пытался продемонстрировать автор картины, изображающий вирус Эболы:

Картина, изображающая вирус Эболы в стиле Энди Уорхолла

Комментарии

Читать на эту тему