В этом году самому большому музею страны исполняется 250 лет. В год Эрмитаж посещают около 3 миллионов человек, это самый высокий показатель среди российских музеев. Почти каждый посетитель хочет не только увидеть картины лучших художников со всего мира, но и узнать об Эрмитаже с другой, «непарадной», стороны. Ведь о его коллекции можно прочесть в Википедии, а о жизни сотрудников – нет. Поэтому мы ответили на самые популярные вопросы посетителей, чтобы показать музей с другой точки зрения.
1. Что надо обязательно посмотреть в Эрмитаже?
Среди лучших мировых музеев Эрмитаж выделяется коллекцией голландского искусства XVII века (второй этаж), хорошим собранием произведений импрессионистов и постимпрессионистов (сейчас перенесены в Главный штаб), а также искусства эпохи Возрождения. Здесь хранятся две картины Леонардо да Винчи, две работы Рафаэля и скульптура Микеланджело. Столь значимых произведений мирового искусства нет ни в одном музее России.
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490—1491 годы
Больше всего посетителям нравятся две так назывемые «Кладовые»: «Бриллиантовая» и «Золотая». В первой хранят драгоценности царской семьи и дипломатические подарки. Там есть работы Фаберже, броши императрицы Елизаветы и оружие, украшенное драгоценными камнями. В «Золотой кладовой» больше археологических находок. Самое важное здесь – скифское золото. Однако для того, чтобы попасть в эти «Кладовые», нужен отдельный билет и экскурсовод: без сопровождения там находиться запрещено.
Букет цветов. 1740-е годы. «Бриллиантовая кладовая»
Гребень из кургана Солоха, IV век до н.э. «Золотая кладовая»
2. Сколько времени надо, чтобы обойти весь Эрмитаже?
Коллекция музея насчитывает более трех миллионов экспонатов. Если потратить на каждый из них хотя бы минуту, то все можно увидеть за 13 лет. Даже для того, чтобы просто обойти все залы, не останавливаясь у витрин, потребуется почти 5 часов. Экскурсии же в среднем длятся полтора-два часа. Посетители знакомятся с основными экспонатами и залами: парадными помещениями Зимнего дворца, часами «Павлин», залами с произведениями эпохи Возрождения, Рембрандтом и античной скульптурой.
3. Почему в других музеях заставляют надевать бахилы или специальные тапочки, а здесь нет? Эрмитаж не бережет паркет?
Бережет, но в день в Эрмитаже по 300 тысяч посетителей. На всех бахилы не наденешь. Однако, от обуви на высоких каблуках посетителей все же просят воздержаться: вмятины остаются на 200-летних досках навсегда.
Элемент паркета в Тронном зале Зимнего дворца. Паркет XIX века
4. «Это наверняка все копии. Подлинники уже давно продали Америке/лежат в запасниках/вынесли сотрудники».
В каждой группе есть туристы, которые считают, что большинство картин в Эрмитаже – это копии. Конечно, многие насмешливо хмыкнут, но все произведения на экспозиции – подлинные.
Да, много было продано на аукционах, много вещей действительно лежит в запасниках, и был скандал с одной из хранительниц Эрмитажа Ларисой Завадской, выносившей из музея экспонаты в течение нескольких лет. Однако все, что висит на экспозиции, – оригиналы. Ни один уважающий себя музей не будет обманывать своих посетителей, а Эрмитаж – один из лучших музеев мира.
5. Как все охраняется? Такое ощущение, что все можно вынести.
Во всех крупных музеях, в том числе и в Эрмитаже, есть службы безопасности. В отличие от полиции, они осуществляют не силовой контроль, а технический – организуют систему сигнализации, систему периметральной охраны и защиты отдельных экспонатов. Разумеется, уровень защиты произведений на мировом уровне.
При этом, конечно, в Эрмитаже было многое: и картины крали, и вазы выносили, и «Данаю» Рембрандта обливали кислотой. Это может произойти в любом музее мира, от краж не застрахован никто.
Жан-Леон Жером «Бассейн в гареме», 1876
Картина была приобретена Александром III. В 2001 году неизвестный вырезал полотно из рамы и вынес его прямо из зала. В 2009 году оно было возвращено Эрмитажу, но вора до сих пор не нашли
6. Можно ли спрятаться ночью где-нибудь, чтобы не нашли охранники?
Нет.
7. Можно ли попасть в Эрмитаж, когда никого нет?
В день музей посещают до 300 тысяч посетителей. Многие жалуются, что из-за иностранных туристов и очередей, к шедеврам не пробиться, не говоря уже о том, чтобы сделать фотографию на фоне любимой картины. Однако можно попасть в музей в его нерабочие часы. Для этого нужно иметь друзей, билет на закрытый концерт или аккаунт в Instagram.
В этом году Эрмитаж пригласил семнадцать пользователей Instagram, чтобы они смогли прогуляться по музею в его нерабочие часы и сфотографировать интерьеры и произведения в новых и неожиданных ракурсах. Увидеть получившиеся фотографии можно по хэштегу #emptyhermitage.
8. Откуда берутся смотрительницы в залах?
Почему-то посетители считают, что смотрительницами становятся искусствоведы или научные работники после ухода на пенсию. В действительности это не так: на работу могут взять любого человека, даже без образования, если он внушает доверие, конечно. Из-за маленькой зарплаты и не очень активной работы на вакансию чаще откликаются пожилые люди, хотя ограничения по возрасту нет.
Фото: Andy Freeberg
У этой работы есть и свои плюсы: смотрители могут сами выбирать себе залы для смены, график работы не очень напряженный, да и коллектив довольно дружный. Вообще Эрмитаж – это большая семья, здесь все друг друга знают.
Самый сложный период работы смотрительниц – лето. В туристический сезон залы переполнены, особенно на втором этаже. Надо следить, чтобы посетители не трогали экспонаты и не отставали от групп.
9. Как попасть на работу в Эрмитаж?
В отличие от должности смотрителя, на место научного сотрудника попасть просто так невозможно. Во-первых, у кандидата должно быть высшее образование. Не всегда нужны именно искусствоведы: в античном отделе работает много археологов, в восточном – востоковедов. Однако, даже образование не дает гарантию получения работы в Эрмитаже.
Есть два варианта, как можно попасть на должность сотрудника. Первый – «светиться» на различных конференциях и круглых столах, которые проходят в музее, знакомиться там с руководителями отделов. Второй – пойти экскурсоводом в надежде таким образом получить нужные связи. Но этот вариант самый ненадежный: так некоторые работают годами. Лучший способ – выбрать себе научного руководителя для дипломной работы из эрмитажных сотрудников и так потихоньку заявлять о себе. В остальном, это связи, связи и еще раз связи.
10. Экскурсоводы знают обо всех картинах?
Почти все экскурсоводы Эрмитажа имеют искусствоведческое или культурологическое образование. Много людей приходит из смежных профессий, но перед тем, как «выйти на экскурсию», они учатся почти год: подробно разбирают историю зданий, формирования коллекции, заучивают основные произведения. Все знать нельзя, но при общем искусствоведческом образовании рассказать реально почти о любом произведении.
В день у экскурсоводов бывает по три группы, с каждой из них он работает по два часа в среднем. Все это время приходится говорить без остановки. Можно представить, какая к концу дня накатывает усталость: ноги гудят, особенно если обувь неудобная, летом ужасно душно в залах (иногда в зале Рембрандта люди падают в обморок), да и посетители бывают сложные. Но зато есть и свой огромный плюс: нет ничего лучше, когда перед сном вспоминаешь улыбки и благодарность людей, особенно если удается завоевать внимание детей. Сразу появляется ощущение, что все это не зря.
Комментарии