КИНО, ВИНО И КОЛЯСКА
  • 03.03.08
  • 239

КИНО, ВИНО И КОЛЯСКА

Почему какие-то фильмы мы хорошо помним и спустя много лет, а какие-то нам приходится смотреть заново, чтобы вспомнить? Зависит ли это от того, понравился ли нам конкретный фильм, какое он произвёл впечатление? Вроде бы нет: бывает, что на долгие годы запоминается некая гадость-мелочь, а то, что казалось важным и прекрасным, без следа улетучивается с поверхности нашей памяти и без специального напоминания не возвращается


КИНО, ВИНО И КОЛЯСКАИ почему наши самые ранние детские воспоминания относятся обычно к четвёртому году жизни, а всё то, что было раньше, вязнет в глубинах подсознания? Многие исследователи придерживаются мнения, что «порог памяти» детей связан с моментом формирования речи. Проводились эксперименты, в ходе которых трёхлетних детей со сформировавшейся речью спрашивали о некоем ярком событии (игре), имевшем место годом ранее, когда говорить испытуемые ещё не умели. Дети утверждали, что этого события они не помнят, но при этом с лёгкостью узнавали предметы, использовавшиеся в игре*. А ведь год назад у них не было инструмента, с помощью которого они могли бы систематизировать свои впечатления. Выходит, до трёх лет дети сохраняют свои воспоминания в невербальном «формате». Закодированные в таком виде, эти воспоминания с трудом поддаются речевой «дешифровке». Таким образом, можно предположить, что именно язык формирует систему памяти человека, что именно он создаёт в памяти те ячейки, что системно заполняются нашими воспоминаниями всю последующую жизнь.

О кино. В самом деле, мы забываем ленты, не получившие вербального резюме. Ленты, что не были описаны средствами естественного языка, а потому и не улеглись в матрице памяти. Обратитесь к себе, кто сможет утверждать, что запомнил фильм, когда после просмотра в любой форме не было проговорено:

КИНО, ВИНО И КОЛЯСКА 1. Что хотел сказать режиссёр?
2. Понравились ли мне главный герой и главная героиня?
3. Кто мне в принципе понравился из персонажей, а кто показался противным?
4. Как я расцениваю финал фильма?
5. Хотел бы я жить в том же городе, что и герои фильма, или нет?
6. Насколько данный фильм хорош по сравнению с другими фильмами этого режиссёра/фильмами из этой страны/другими фильмами вообще? и т.д. и т.п.
Фильмы, после просмотра которых на данные вопросы ответить невозможно или отвечать неинтересно, скорее всего, нужно поскорее забыть.

КИНО, ВИНО И КОЛЯСКА А теперь совет: чтобы избежать когнитивного тупика после киносеанса не стоит уподобляться безъязыким младенцам.

Нужно уверенно направиться в сторону модного кафе или уютной квартиры, и там, за бокалом красного сухого или белого игристого, в свете зелёного абажура (или в традиционном жёлтом сиянии) вербализовать свои визуальные, эмоциональные, слуховые и прочие впечатления. В случае отсутствия собеседников выходом может стать ведение внутреннего диалога.

А память – это ведь то единственное, что остаётся от нашей жизни.

_____
*Psychologie heute, März 2008, стр. 11, "Die frühen Erinnerungen"

Виталий Серов
3 марта 2008

Читайте также в журнале BE-IN:
NORMAL
Смерть всего на свете
Гонзо-магазин со стрингами от Хантера Томпсона
OPEN CINEMA club в Санкт-Петербурге

 

Комментарии

Читать на эту тему